Детский нейропсихолог

нейропсихологическая и коррекционная диагностика:

диагностика психо-моторного и психо-речевого состояния,
занятия с нейропсихологом,
развитие эмоционально-волевой сферы
работаем с детьми в возрасте от 5 лет

        

 

 

Детский логопед

коррекционные занятия

с детским логопедом в Ростове-на-Дону,

запуск речи, коррекция произношения,

заикания, дислексии, дисграфии

        

 

 

 Психологическое консультирование

занятия с детским и семейным

психологом

помогут решить проблемы,

которые вас тревожат

        

Подготовка к школе

Подготовка к школе

Развиваем
психологическую и эмоционально-волевую
готовность к школе
Занятия с дефектологом

Занятия с дефектологом

Коррекционные занятия
с дефектологом в Ростове-на-Дону
предупреждение трудностей с дисграфией
Преодолеваем дисграфию

Преодолеваем дисграфию

Преодоление дисграфии
нейрологопедический подход
индивидуальные занятия

 

Уважаемые родители, приглашаем детей

старшего дошкольного - младшего школьного возраста

принять участие в занятиях группы "Моторные сказки".

Подробнее...

Дорогие родители, приглашаем деток

старшего дошкольного и младшего школьного возраста

принять участие в занятиях "Умная физкультура".

Подробнее...

Акустическая дисграфия - коррекция в Ростове-на-ДонуАкустической дисграфией специалисты называют парциальное расстройство письменной функции, вызванное недостаточностью слухового восприятия. Акустическая дисграфия проявляется в письме заменами или же смешением букв, которые обозначают схожие фонетически звуки: глухие-звонкие, мягкие-твердые, шипящие-свистящие, аффрикаты, а также их составляющие. Звукопроизношение, при этом, у ребенка верное.

Диагностика дисграфии производится по анализу письменных работ и исследованию слуховой дифференциации фонем. Коррекция акустической дисграфии включает в себя преодоление фонематического недоразвития, разбор акустических характеристик звуков, а также работу с фонемным анализом и фонемным синтезом.

Согласно исследованиям, с ошибками при письме, спровоцированными несформированными фонематическими процессами, сталкиваются около 10 % младших школьников.

Факторы риска

Обследование детей с акустической дисграфией, выявило перечень предрасполагающих социальных, а также биологических факторов, среди которых:

  • Невнятность, неразборчивость речи ребенка;
  • Дефицит речевых контактов;
  • Нечеткость дикции у окружающих взрослых;
  • Присутствие в устной речи звуковых замен, а также дефектов смягчения и озвончения;
  • Билингвизм;
  • Необоснованно раннее обучение ребенка грамоте (при несформированности языковых и психологических предпосылок);
  • Медицинский анамнез, отягощенный родовыми травмами, асфиксией в родах, ЧМТ, болезненностью ребенка и приводящий к минимальным дисфункциям ЦНС.

Причины акустической дисграфии

Данное нарушение возникает из-за неполной сформированности фонематического восприятия у ребенка к началу обучения в школе. Неразличение на слух речевых звуков, неспособность к звуковому анализу и фонемному синтезу при письме приводят к тому, что ученик принимает неправильное решение выбора графемы к фонеме (т.е. пишет, как слышит). Неверное фонемное распознавание часто присуще деткам с функциональной дислалией, стертой дизартрией, сенсорной алалией и взрослым с афазией акустико-гностической.

Непременным условием для овладения грамотой (как чтением, так и письмом) являются хорошо развитая слухо-произносительная дифференциация, а также достаточно развитое фонематическое восприятие. В норме, спонтанное фонематическое развитие уже завершается к возрасту 5-6 лет. Ребенок имеет навык слышать, а также различать в словах отдельные звуки, определять их последовательность и место. Эта основа позволяет, в дальнейшем, овладевать навыком письма.

Несформированность, к началу школьного обучения, процессов фонемного распознавания, даже если нет звукопроизносительных дефектов, сопровождается сложностями освоения навыков письма, порождает предпосылки для возникновения акустической дисграфии. В процессе письма ученик не может выполнить слуховой анализ слова, различить акустические признаки фонемы, переводя ее в образ кинестетический (опираясь на проговаривание) и принять верное решение о сопоставлении данной фонемы с графемой ей соответствующей. При условии, что нарушены также оптические, моторные и регуляторные функции - развивается дисграфия смешанная.

Классификация и симптомы акустической дисграфии

В логопедии с учетом того, какая именно из операций фонемного распознавания нарушена в процессе письма, выделяют следующие разновидности акустической дисграфии:

  • акустическая – наблюдается неверная слуховая дифференциация и анализ звуков;
  • фонематическая – ребенок принимает неверное решение при выборе фонемы;
  • кинестетическая – причина сложностей фонемного распознавания в недостаточном кинестетическом контроле письменного процесса.

Симптомы дисграфии, связанные с нарушенным фонемным распознаванием заметны становятся в младших классах, но предпосылки обнаружить можно уже в дошкольном возрасте. Ребенок путает звуки речи, произносит нечетко слова, заметны сложности в заучивании песен и стишков. У ребенка снижена концентрация и работоспособность, замечается частая переключаемость внимания.

Школьники, страдающие акустической дисграфией, на письме допускают смешение и замены букв, которые близки в фонетическом плане:

  • твердых и мягких согласных (письмо – «писмо»);
  • звонких и глухих согласных (горка - «корка»);
  • свистящих и шипящих согласных (пушистый - «пушиштый»);
  • лабиализованных гласных (губных) (бабочка - «бабучка»);
  • сонорных (перевал - «пелевал»);
  • аффрикат и их составляющих компонентов (часто - «щасто»).

Отмечаются также перестановки букв и их пропуски в словах, ошибочное указание мягкости согласных йотированными гласными или мягким знаком (зеленый - «зельный», «зельоный»). Тяжелые формы дисграфии проявляются смешением фонем, обозначающих звуки непохожие по акустическим характеристикам. При этом звукопроизношение, обычно, не нарушено, но иногда у ученика имеются речевые неточные кинестезии.

Осложнения акустической дисграфии

Главным следствием акустической дисграфии становится неуспеваемость в школе по родному языку, чтению, частенько – математике. Низкие отметки, неудовлетворительные баллы по итоговой аттестации по завершении начальной школы, риск оставления ученика на второй год – конечно, все это сокращает мотивацию к учебе, порождает нежелание ходить школу или на отдельные предметы, приводит к конфликтности в отношениях с одноклассниками и преподавателями. Отсутствие успеха и веры в себя провоцируют последующее развитие у ребенка заниженной самооценки, тревожности и депрессивного состояния.

Диагностика данного вида дисграфии

Как правило, родители либо педагог обращаются к логопедам с имеющимися жалобами на однотипные устойчивые ошибки, допускаемые ребенком при письме. Анализируя рабочие тетради, логопед выявляет типичные проблемы для акустической дисграфии: замены и/или смешения букв по сходству фонетического характера, пропуски букв и их перестановки. Чтобы подтвердить диагностическую гипотезу специалист обследует устную речь:

  • Оценивает звукопроизношение. Ученик с акустической дисграфией произносит звуки правильно, однако у него может присутствовать нечеткая дикция, а также неточности при переключении артикуляционных поз. Отсутствуют анатомические дефекты речевого аппарата.
  • Исследует процессы фонематических. В большинстве случаев выявляется несформированность слуховой дифференциации, операций анализа и синтеза, а также представления по акустическим свойствам фонем. Школьник не может повторить правильно слоговые цепочки, имеющие оппозиционные звуки, выбрать рисунок с нужным звуком, найти в слове место звука, указать предметы, которые обозначаются словами-паронимами.
  • Обследует другие стороны речи. Выполняется оценка состояния слоговой структуры слов, и лексико-грамматических речевых категорий. Оценивается функция чтения: у ребенка с акустической дисграфией часто выявляется фонематическая дислексия.

Возможно подключение диагностики медицинской, специалисты могут рекомендовать аудиометрию (дело в том, что при дефектах фонемного распознавания, необходимо исключить тугоухость). Неврологическое инструментальное обследование по показаниям, может включает ЭЭГ (электроэнцефалографию), ультразвуковое исследование сосудов шеи, церебральную компьютерную томографию либо МРТ.

Коррекция

Коррекция дисграфии, которая обусловлена несформированностью фонемного распознавания, основывается с учетом всех нарушенных речевых звеньев. На коррекционных занятиях решаются следующие задачи:

  • формируется фонематическое восприятие;
  • уточняются акустические и произносительные характеристики звуков, а также их дифференциация;
  • прорабатывается соотнесение фонемы с ее графическими эквивалентами – графемами.
  • овладение навыками звуко-буквенного анализа и синтеза.

Помимо совершенствования речевых функций логопед прорабатывает с ребенком развитие ВПФ – внимание, память и мышление. В занятия могут включаться элементы лого- и фонетической ритмики, а также двигательно-речевые физминутки. Помогают повышать к занятиям интерес интерактивные игры, ИКТ.

Акустическая дисграфия – прогноз, профилактика

Важно быть готовым к тому, что устранение акустической дисграфии – процесс кропотливый и длительный. Успешным он может стать только при систематических, целенаправленных занятиях, и, конечно, обоюдных усилиях, как со стороны логопедов, так и со стороны ученика. Чем раньше была выявлена и начата коррекция дисграфии, тем благоприятнее прогноз. В противном случае, ребенок, страдающий акустической дисграфией неминуемо попадет в список слабоуспевающих.

В идеале, профилактику акустической дисграфии следует начинать с дошкольного возраста. В нее включают плановые осмотры дошкольника логопедом, целенаправленное развитие фонематических процессов, когда имеются нарушения, а также подготовку к школе. Хотелось бы порекомендовать взрослым внимательно относиться не только к детской речи, но и к своей, постараться минимизировать различные неблагоприятные воздействия на центральную нервную систему ребенка на каждом из этапов его развития.

Преодоление трудностей учения, коррекция дисграфии, нейрологопедический подход - специалист Шульженко Яна Николаевна

        

Тэги: Подготовка, Дисграфия