Детский нейропсихолог

нейропсихологическая и коррекционная диагностика:

диагностика психо-моторного и психо-речевого состояния,
занятия с нейропсихологом,
развитие эмоционально-волевой сферы
работаем с детьми в возрасте от 5 лет

        

 

 

Детский логопед

коррекционные занятия

с детским логопедом в Ростове-на-Дону,

запуск речи, коррекция произношения,

заикания, дислексии, дисграфии

        

 

 

 Психологическое консультирование

занятия с детским и семейным

психологом

помогут решить проблемы,

которые вас тревожат

        

Подготовка к школе

Подготовка к школе

Развиваем
психологическую и эмоционально-волевую
готовность к школе
Занятия с дефектологом

Занятия с дефектологом

Коррекционные занятия
с дефектологом в Ростове-на-Дону
предупреждение трудностей с дисграфией
Преодолеваем дисграфию

Преодолеваем дисграфию

Преодоление дисграфии
нейрологопедический подход
индивидуальные занятия

 

Уважаемые родители, приглашаем детей

старшего дошкольного - младшего школьного возраста

принять участие в занятиях группы "Моторные сказки".

Подробнее...

Дорогие родители, приглашаем деток

старшего дошкольного и младшего школьного возраста

принять участие в занятиях "Умная физкультура".

Подробнее...

Оптическая дисграфияОдной из разновидностей дисграфии является дисграфия оптическая, так называют нарушения на письме, которые вызывает несформированность зрительных, моторных и пространственных процессов. Проявления оптической дисграфии выражаются устойчивыми заменами букв, сходных по написанию, расположением их зеркально, а также ошибками в написании отдельных элементов букв (удвоение или пропуски). Диагностируется данная проблема анализом школьных тетрадей ученика, обследованием письменной речи и нейропсихологическим тестированием. Коррекция оптической дисграфии состоит из нескольких направлений: развитие моторной координации, высших зрительных функций, а также дифференциации смешиваемых букв.

Среди письменных нарушений оптическая дисграфия в ее чистом виде значительно реже встречается, нежели прочие формы: примерно у 1,3 % учеников начальной школы. Ошибки, допускаемые ребенком на письме, обычно не связаны с состоянием его устной речи и знанием орфографических правил, их провоцирует недоразвитие оптико-пространственных функций. Данный же механизм является фундаментом зрительных сложностей при чтении, то есть оптической дислексии.

Причины оптической дисграфии

Указанная проблема проявляется при недостаточном развитии у ребенка зрительно-пространственных ориентировок и моторной координации. Это ведет к затруднению усвоения учеником графического и визуального образа буквы, а также усложняет обучение письму на начальном этапе. Следующие факторы выступают предпосылками к недостаточности зрительных представлений, так как приводят к некоторой мозговой дисфункции:

  • отягощенный анамнез: воздействие на плод различных химических веществ (алкоголь, никотин, наркотические и лекарственные вещества), внутриутробная гипоксия, токсикозы и анемия беременной, резус-конфликт;
  • факторы риска перинатального характера: внутричерепные родовые травмы, кесарево сечение, преждевременные роды, кесарево сечение;
  • постнатальные поражения: дистрофии, нейроинфекции, интоксикации, ЧМТ.

Все перечисленные вредоносные факторы оказывают на мозговые центры повреждающее влияние, которые отвечают за обеспечение зрительной координации письменного процесса. В периоде раннего детства, кроме органических причин значительное влияние на развитие малыша оказывают и социальные факторы. На формирование оптической дисфграфии особенно сильно влияют: педагогическая запущенность, госпитализм, недоразвитие мелкой моторики, а также неблагоприятный семейный микроклимат. Замечено, что зеркальное письмо частенько бывает у левшей.

Специалисты, изучающие оптическую дисграфию, говорят о ее связи с неспособностью головного мозга ребенка точно и быстро перерабатывать визуальную поступающую информацию. Ряд научных экспериментов подтвердил недостаточность зрительного контроля и восприятия, несогласованность зрительно-моторной координации.

Ведущее патогенетическое звено при оптической дисграфии - неполноценность работы рече-зрительного анализатора, из-за чего страдают зрительные дифференцировки. Диагностируются нарушения в таламусе, оказывающие влияние на качество и скорость обработки графических символов. В данных условиях усложняется формирование зрительно-кинетической схематики буквы, а также целостного словарного образа.

Классификация оптической дисграфии

В структуре данного вида дисграфии определяют три подвида, разных по типу и механизму допускаемых ошибок. Они могут существовать независимо, а также сочетаться между собой либо с иными формами дисграфии:

  • вербальная форма – замены и/или смешение в составе слов оптически сходных букв;
  • литеральная форма – неверное начертание изолированной буквы;
  • зеркальное письмо – ребенок пишет буквы повернутыми в противоположную сторону.

Ряд специалистов современной логопедии считают одной из разновидностей оптической дисграфии моторную (кинетическую). Проявляется она из-за неподготовленности руки школьника к письму: неловкость, скованность, невозможности производить дифференцированные движения. Это приводит к искажению моторных схем букв.

Симптомы

Заметить предпосылки для нарушения письма в последующем можно еще в дошкольном возрасте. Можно обнаружить, что ребенок, в процессе рисования, плохо ориентируется на листе бумаги, изображает детали, несоразмерные по масштабу. Для таких деток характерна слабая зрительная память, недоразвитие мелкой моторики, неточности в представлении о форме и цвете предметов. Ребенок может путать ложку и вилку, левую и правую руку, карандаш и ручку.

В процессе обучения письму у младшего школьника обнаруживаются довольно специфичные ошибки, имеющие связь со сложностями усвоения различных графических символов. Оптической дисграфии присущи зрительные, моторные, зрительно-моторные и зрительно-пространственные ошибки:

  • замена букв, которые состоят из схожих, однако разных по числу элементов (колобоккомомок);
  • замена букв оптически похожих, но имеющих различия в элементах надстрочные и подстрочные (враг – драг, лук – лик);
  • зеркальное написание букв (таких как е, с, э);
  • пропуск элементов или дописывание лишних элементов, при соединении в слово букв;
  • неверное расположение буквенных элементов (х – сс, т – пп);
  • различный размер букв (макрография, микрография), смешение заглавных и строчных букв;
  • несоблюдение наклона букв, строчной линии строки, интервалов между словами (чересчур маленькое либо большое расстояние).

Как следствие, у ребенка с оптической дислексией нарушен навык чтения. Встречается неверное опознавание букв, пропуски слов, чтение справа налево, а также чтение лишь одной половины фразы или слова.

Осложнения

Главное следствие любого вида дисграфии, включая оптическую – школьная неуспеваемость. К малышу приклеивается неприятный ярлык «отстающего» по чтению и русскому языку. Снижается мотивация к обучению, а каждый урок или домашнее задание вызывают серьезный стресс. Закрепляется нежелание ходить в школу, формируется замкнутость, невротические реакции и даже агрессивность. Возможны конфликты с учителями.

Диагностика оптической дисграфии

Диагностику выполняется логопедом и желательно, чтобы специалист обладал важными навыками нейропсихологического обследования. Сначала производится анализ письменных работ ребенка, для выявления типичных дисграфии ошибок. Далее диагностика включает в себя:

  • Обследование неречевых функций. Оптическая дисграфия требует оценки зрительных функций, моторной координации и зрительно-пространственного гнозиса. Малышу предлагают, наиболее точно воспроизвести по образцу рисунок, найти тень предмета, дорисовать недостающие части чего-то целого, распознать «зашумленные» картинки. Анализируется динамический и кинестетический праксис, а также конструктивная деятельность.
  • Исследование навыка письма. Сюда входят задания на списывание как печатных, так и рукописных букв, слогов, фраз, текста. В диагностических рамках выполняются слуховые диктанты и изложения, специалист анализирует самостоятельное письмо школьника.
  • Исследование навыка чтения ребенка. Ученика просят прочесть вслух текст, пересказать, ответить на заданные вопросы логопедом. На этом этапе специалист уделяет внимание методу, беглости, правильности прочтения и пониманию прочитанного.

При наличии оптической дисграфии, все выполняемые тесты выявляют неудовлетворительную зрительную, а также кинестетическую память, слабую пространственную ориентировку и инертность моторного стереотипа. Выполняется и дифференциальная диагностика с прочими возможными видами дисграфии: артикуляторно-акустической, акустической, аграмматической, на фоне нарушения языковой аналитико-синтетической деятельности и дизорфографией.

Коррекция оптической дисграфии

Коррекционные логопедические занятия для преодоления оптического типа дисграфии имеют мультимодальную направленность. Чрезвычайно важно, при этом, взаимодействие родителей, логопеда и педагога начальной школы.

В коррекционную работу входят следующие направления:

Развитие гностических и мнестических зрительных функций. Осуществляется работа по расширению объема зрительной памяти, уточнению форм и цветов предметов. Ребенка обучают узнавать различные предметы по контуру, а также выделять изображения, наложенные друг на друга. Далее акцент смещают на распознавание и дифференциацию похожих букв, соотнесение буквенного образа с предметами.

Формирование пространственных представлений. Ребенку с оптической дисграфией следует развивать пространственную ориентацию на собственном теле, в окружающей среде, на тетрадном листе. Прорабатывая данное направление, занимаются дифференциацией таких понятий, как «спереди-сзади», «вверху-внизу», «слева-справа». Анализируется взаимное расположение букв, цифр, предметов.

Развитие графомоторных навыков. Начальные этапы охватывают упражнения пальчиковой гимнастики, массаж и самомассаж ладоней, кистей, а также суджок-терапию. При подготовке руки к письму очень полезны игры с применением мелких предметов, штриховка, лепка, обводка по трафарету и контуру, собирание конструкторов и мозаики. Далее переходят к выполнению графических диктантов и отработке написания буквенных элементов.

Формирование буквенного гнозиса. В ходе данной работы решают задачи по дифференциации букв, обладающих сходством по кинетическим и оптическим признакам. Школьник упражняется в конструировании букв, складывает буквы из отдельных элементов, узнает их на ощупь и т.д.

Заключительный этап посвящают закреплению связи между слышимым звуком и соответствующим ему графическим символом. Тренируют навыки выполняя разные письменные упражнения. Хороший результат дает приучение ребенка писать, сначала проговаривая вслух, после «про себя».

Эффективность коррекции оптической дисграфии во многом зависит от комплексности подхода и учета всех факторов нарушения. При грамотно выстроенной логопедической коррекции к переходу школьника из начального звена обучения в среднее, ошибки значительно сокращаются или исчезают.

Профилактика

При оптимальном стечении обстоятельств, профилактику оптической дисграфии начинать необходимо задолго до поступления в школу. Она включает в себя развитие у дошкольников пространственных ориентировок, зрительного восприятия и моторных навыков. Чтобы выявить у ребенка наличие риска по формированию данной проблемы, необходима консультация логопеда до поступления в первый класс.

Преодоление трудностей учения, коррекция дисграфии, нейрологопедический подход - специалист Шульженко Яна Николаевна

        

Тэги: Дисграфия