Детский нейропсихолог

нейропсихологическая и коррекционная диагностика:

диагностика психо-моторного и психо-речевого состояния,
занятия с нейропсихологом,
развитие эмоционально-волевой сферы
работаем с детьми в возрасте от 5 лет

        

 

 

Детский логопед

коррекционные занятия

с детским логопедом в Ростове-на-Дону,

запуск речи, коррекция произношения,

заикания, дислексии, дисграфии

        

 

 

 Психологическое консультирование

занятия с детским и семейным

психологом

помогут решить проблемы,

которые вас тревожат

        

Подготовка к школе

Подготовка к школе

Развиваем
психологическую и эмоционально-волевую
готовность к школе
Занятия с дефектологом

Занятия с дефектологом

Коррекционные занятия
с дефектологом в Ростове-на-Дону
предупреждение трудностей с дисграфией
Преодолеваем дисграфию

Преодолеваем дисграфию

Преодоление дисграфии
нейрологопедический подход
индивидуальные занятия

 

Уважаемые родители, приглашаем детей

старшего дошкольного - младшего школьного возраста

принять участие в занятиях группы "Моторные сказки".

Подробнее...

Дорогие родители, приглашаем деток

старшего дошкольного и младшего школьного возраста

принять участие в занятиях "Умная физкультура".

Подробнее...

Аграмматическая дисграфияАграмматическая дисграфия характеризуется повторяющимися ошибками на письме, которые обусловлены недоразвитием грамматического языкового строя. К «симптомам» относятся: неправильное словообразование, словоизменение по падежам, родам, числам, нарушение управления и согласования слов в предложениях, неточность выражения мыслей, а также недостаточная связность изложения. Выявляется аграмматическая дисграфия по анализу устной речи и письменных работ. Коррекционная работа включает в себя расширение лексического запаса, а также работу по формированию грамматических категорий и развитие связных высказываний.

Встречается аграмматическая дисграфия у детей, страдающих общим недоразвитием речи и интеллектуальной недостаточностью. Логопедический исследования показали, что предпосылки к возникновению дисграфии имеются примерно у половины старших дошколят. Но, следует отметить, что в чистом виде аграмматическая дисграфия у школьников диагностируется редко. Данная форма нарушений письма выявляется среди второклассников в 5,6 % случаев. Наиболее ярко проявляться она начинает с третьего класса, когда начинается переход от фонетического принципа письма к морфемному.

Причины аграмматической дисграфии

В ее основе может лежать перинатальные или ранне-постнатальные повреждения, а также функциональная незрелость участков головного мозга, которые отвечают, как за устную речь, так и за реализацию письма. Это провоцирует обедненный лексический запас, а также несформированность грамматической языковой системы. Данный вид дисграфии может наблюдаться у ребенка с алалией, ЗПР, дизартрией или умственной отсталостью. В отдельную группу можно выделить детей-билингвов.

Дети, с высоким риском развития аграмматической дисграфии, часто в дошкольном возрасте состоят на учете у детских неврологов с диагнозом резидуально-органическое поражение головного мозга перинатального генеза. У них нередко диагностируется неудовлетворительное развитие мелкой моторики, синдром СДВГ и школьная незрелость.

Факторы риска развития проблемы

Следует сказать, что предпосылки для нарушений письма появляются и их можно заметить у ребенка уже до начала обучения в школе. Среди факторов риска возникновения аграмматической дисграфии называют:

  • минимальную мозговую дисфункцию;
  • многоязычие в семье;
  • органические повреждения головного мозга;
  • нарушения внимания, памяти и познавательной деятельности;
  • педагогическая запущенность;
  • скрытое левшество.

Современные взгляды на механизмы аграмматической дисграфии указывают на ее связь с недоразвитием лексической, синтаксической и морфологической системы языка. Ошибки грамматического характера – аграмматизмы – проявляются на уровне слов, предложений, связного текста. Ребенок не имеет навыков словообразования и словоизменения, у него не развиты представления о синтаксической связи между структурными составляющими предложения и нарушены операции по текстообразованию.

Нейропсихологический подход данное расстройство письма объясняет нарушением мозговой организации в речевой деятельности: регуляция и контроль письма (лобные доли), определения на слух грамматических форм (височные доли), понимания и составления логико-грамматических конструкций (задействованы теменно-затылочные доли).

Классификация аграмматической дисграфии

В данном случае грамматические ошибки допускаться могут в словах или предложениях, а также в общем повествовании. С учетом этого аграмматизмы делят на 3 вида:

  • морфологический (или экспрессивный) – выражаются в неверном падежном склонении слова и использовании предлогов;
  • синтаксический – проявляются в пропуске как главных, так и второстепенных членов предложения, а также в неправильном порядке внутри предложения слов, проблемах в составлении сложных предложений;
  • аграмматизмы связной речи – выражаются в нечеткой передаче замысла, нарушении последовательности в тексте предложений, нелогичности повествования.

Симптомы

Предвестниками аграмматической дисграфии являются множественные нарушения в устной речи. Ребенок неверно применяет числа, предлоги, падежи, сложностях в связном рассказе либо в пересказе. Подобные недостатки встречаются также на письме.

Данный тип дисграфии на словарном уровне характеризуется неверным написанием окончаний в процессе словоизменения по числам и родам, при склонении по падежам. Отмечаются ошибки в предложном управлении (мальчики идёт), согласованиях существительного с прилагательным («круглые мяч»). Неверно употребляется предлог («ходить на школу»), могут заменяться приставки (собрать – «забрать»), а также суффиксы (щенки – «щенёнки»).

Возникают сложности и на уровне предложения при построении сложноподчиненных конструкций. При этом, главное предложение может меняться местами с придаточным, а иногда сокращается или совсем теряется. В создании связного текста нарушаются семантические и логические последовательности повествования. В большей степени аграмматическая дисграфия проявляется на самостоятельном письме, нежели при списывании или написании слухового диктанта.

Осложнения

Ученики с аграмматической дисграфией получают плохие оценки по родному языку. Особенно заметным снижение успеваемости становится к концу начальной школы – началу четвертого класса. Ребенок до этого может получать оценку «хорошо», но далее ситуация резко меняется. Как родители, так и учителя часто обвиняют такого школьника в лени и недостаточной прилежности. Данный факт еще сильнее снижает мотивацию ребенка к обучению и провоцирует конфликтное поведение. Элементы аграмматической дисграфии без логопедической коррекции сохраняться могут вплоть до старших классов.

Диагностика аграмматической дисграфии

Задача по выявлению данной проблемы возлагается на логопедов. Работа с ребенком, у которого есть риск развития дисграфии, начата должна быть незамедлительно.

Этапы диагностических мероприятий:

  • Обследование устной речи. Здесь оценивают уровень речевого развития, то есть, объем словарного запаса ребенка, сформированность его грамматической речи, а также функции словообразования и словоизменения. На высокую вероятность возникновения аграмматической дисграфии также указывает установленный в дошкольном возрасте диагноз ОНР.
  • Анализ письменных работ ученика. Логопед изучает его тетради по русскому языку, выявляя специфические аграмматизмы. В дополнении обследуются навыки списывания, как с печатного, так и с рукописного текста, написания диктанта слухового и самостоятельного письма.
  • Консультация с психологом. Для оценки умственного развития осуществляется оценка невербального интеллекта при помощи тестовых методов. Необходимо это для разграничения аграмматической дисграфии у ребенка с нормой психического развития и нарушений в письме у ребенка с ЗПР.

Цель осуществляемого обследования - дифференциация типов дисграфии (на фоне нарушения языкового синтеза и анализа, смешанная), а также исключение дизорфографии. Для последнего характерны многочисленные орфографические ошибки.

Коррекция аграмматической дисграфии

Главные задачи коррекционно-логопедической работы сводятся к устранению всех разновидностей аграмматизмов в устной и письменной речи. Процесс обучения организуют с нарастающим постепенно усложнением материала. Занятия по устранению дисграфии выполняются по нескольким направлениям параллельно:

  • Работа над предложениями. Изучаются структуры предложения с усвоением их основных элементов. В начале отрабатываются предложения простые двусоставные и распространенные, далее – сложносочиненные и сложноподчиненные. Эффективной методикой является применение опорных графических схем, помогающих разбирать и составлять предложения.
  • Проработка словоизменения и словообразования. Уделяется внимание методам изменения существительных (по падежам и числам), прилагательных (по падежам, числам и родам), глаголов (по числам, лицам, родам). Изучаются правила согласования и управления слов. Уточняются значения предлогов, а также функции суффиксов и приставок. Проводится работа по формированию навыка морфологически анализировать слова.
  • Работа над текстом. Школьника обучают выделять главную мысль и основную тему повествования. Обращают особое внимание на логичность изложения и последовательность предложений в нем. Самостоятельная работа ребенка предполагает составление плана повествования и связного текста по определенной теме. Усвоенные грамматические навыки закрепляют в разных видах письменной речи.

Профилактика и прогноз

Аграмматическая дисграфия – проблема серьезная, она препятствует качественному обучению. Абсолютно недопустимо рассматривать ее как невнимательность, банальные описки или несобранность ребенка. К сожалению, самостоятельно аграмматизмы, имеющиеся в письменной речи, не устраняются. Своевременная коррекция помогает преодолевать специфические ошибки на письме в средних классах, что дает возможность ребенку успешно пройти экзаменационные испытания. Профилактика данного вида дисграфии сводится к преодолению лексико-грамматического недоразвития уже к началу обучения в школе.