Детский нейропсихолог

нейропсихологическая и коррекционная диагностика:

диагностика психо-моторного и психо-речевого состояния,
занятия с нейропсихологом,
развитие эмоционально-волевой сферы
работаем с детьми в возрасте от 5 лет

        

 

 

Детский логопед

коррекционные занятия

с детским логопедом в Ростове-на-Дону,

запуск речи, коррекция произношения,

заикания, дислексии, дисграфии

        

 

 

 Психологическое консультирование

занятия с детским и семейным

психологом

помогут решить проблемы,

которые вас тревожат

        

Подготовка к школе

Подготовка к школе

Развиваем
психологическую и эмоционально-волевую
готовность к школе
Занятия с дефектологом

Занятия с дефектологом

Коррекционные занятия
с дефектологом в Ростове-на-Дону
предупреждение трудностей с дисграфией
Преодолеваем дисграфию

Преодолеваем дисграфию

Преодоление дисграфии
нейрологопедический подход
индивидуальные занятия

Уважаемые родители, приглашаем детей

старшего дошкольного - младшего школьного возраста

принять участие в занятиях группы "Моторные сказки".

Подробнее...

Дорогие родители, приглашаем деток

старшего дошкольного и младшего школьного возраста

принять участие в занятиях "Умная физкультура".

Подробнее...

Как понять, что у ребенка ЗПРРЭмоциональная лабильность, нарушения в развитии речи и моторики, проблемы с успеваемостью в школе, нарушения памяти, поведенческой регуляции, а также неустойчивое внимание — вот симптомы, характерные ЗПРР (задержке психоречевого развития). У ребенка может отмечаться частая и беспричинная перемена настроения. Ребенку сложно усваивать новые навыки, он не способен абстрактно мыслить и говорить, производить простые логические действия, применять имеющиеся навыки и знания в повседневной жизни. Страдает воображение ребенка и запоминание, а внимание рассеянно.

Если у ребенка диагностируется ЗРР (задержка речевого развития), все важные психические функции, за исключением речи, сохраняются.

Отставание, составляющее не больше 2-4 месяцев, принято относить к вариантам нормы.

Речь в своем становлении проходит следующие этапы:

В год словарный запас ребенка составляет десять слов, а в полтора годика — пятьдесят слов. Он знает родственников, а также названия бытовых предметов.

В 2 года словарный запас достигает 500–700 слов. К трем годам словарь крохи достигает 1500 единиц.

Навыки ребенка 2-2,5 лет: выполняет просьбы взрослого, составляет и употребляет простые предложения, местоимений и прилагательных.

Сложные предложения включаются в обиход ребенка трех-четырех лет. Кроха интересуется окружающим его миром, общением с ровесниками, приобретает навык пересказывания сказок или коротких историй. Его речевой строй становится четким и связанным.

Ребенку 5-ти лет характерен значительный запас слов, а также соблюдение в речи грамматики родного языка и четкое произношение звуков.

Очень важно следить не присутствует ли симптоматика ЗПРР у вашего ребенка, следите, за тем, нет ли отклонений в развитии его речи. При обнаружении какого-либо нарушения, следует незамедлительно обратиться к врачу-неврологу, а также логопеду-дефектологу.

Причины ЗПРР

Причины, провоцирующие возникновение ЗПРР (задержки психоречевого развития) у ребенка, могут носить социальный и биологический характер. Нарушение в работе двигательных и речевых структур головного мозга приводит к расстройству речевых, интеллектуальных и двигательных функций. У ребенка ЗПРР может развиться из-за следующих причин:

  • Генетические предрасположенности.
  • Повышенное внутричерепное давление, среди причин которого могут быть перенесенные инфекционные заболевания.
  • Сложное течение беременности, родовые травмы, гипоксия, длительный безводный промежуток.
  • Чересчур ранний отказ от грудного кормления.
  • Черепно-мозговые травмы, эпилепсия, перенесенные в раннем детстве отиты и другие соматические заболевания.

К социальным факторам, влияющим на развитие ЗПРР относятся: отсутствие речевой практики и дефицит общения в момент формирования у ребенка речевых областей головного мозга; авторитарный характер воспитания; гипо- или гиперопека.

Симптомы ЗПРР

Заподозрить возникновение ЗПРР у ребенка можно по следующим признакам:

  • Речевое развитие у малыша не соответствует принятым возрастным нормам;
  • Скудный словарный запас, ребенок неверно понимает смысл обычных слов;
  • Малыш с трудом может выполнить даже элементарные задания по полученной словесной инструкции без применения жестов или зрительной помощи;
  • Ребенок не способен концентрировать внимание в процессе игровой деятельности, при чтении ему книг, при просмотре мультфильмов, при прослушивания детских стишков и песенок;
  • Ребенок не может играть с ровесниками в игры, которые свойственны его возрасту.

Наиболее внимательно следует отнестись к ситуации, когда малыш отказывается общаться со сверстниками, а также детьми старшего возраста и взрослыми. Вероятные причины данных нарушений могут иметь характер аутистических проявлений либо отклонений психического развития.

Диагностика ЗПРР

В диагностике задержки речевого развития участвуют следующие специалисты:

Неврологи помогают справляться с заболеваниями нервной системы, которые могут лежать в основе дефекта.

Педиатры диагностируют и лечат соматические заболевания, которые могли спровоцировать задержку речи.

Дефектологи с детьми занимаются коррекцией речи, а также развитием высших психических функций. Данные занятия имеют направленность на развитие внимания, речи, памяти, мышления, крупной и мелкой моторики.

Логопеды помогают стимулировать речевое развитие детей, осваивать правильное речевое дыхание, артикулирование звуков, обучают управлять своей речью, освоить лексику, формулировать мысли, высказывания и грамматические формы.

Педагоги-психологи устанавливают диагноз ЗПР у деток дошкольного и младшего школьного возраста, основываясь на специальных тестах.

Как самостоятельно выполнить первичную диагностику проблем с речью у ребенка 3,5-4,5 лет

Помогут наблюдение за ним и проведение нескольких несложных тестов:

Чтобы выяснить, понимает ли малыш значения слов, вы можете произнести названия предметов, расположенных неподалеку, не смотря на них, и предложить ребенку показать их.

Для выяснения понимания ребенком значений прилагательных, можно показать ему два одинаковых предмета различных цветов и спросить: «Где зеленый (кубик)? А где желтый?».

Чтобы узнать, понимание ребенком глаголов, можно показать ему 2–3 изображения, где персонаж (один и тот же) выполняет различные действия. Спрашиваем: «Где (мальчик) идет, сидит, рисует?».

Для выяснения понимания малышом значений предлогов предлагаем ему положить кубик или другой предмет на коробочку, в коробочку, за коробку, перед коробочкой, под коробочку.

Чтобы понять правильно ли ребенок применяет грамматические категории, предлагаем ему назвать слова во множественном числе (например, это нога, а это… ноги), создать уменьшительные формы существительных (у великана руки, а у гномика… ручки), изменить глаголы по родам (кот убежал, а кошка… убежала).

Для определения состояния фразовой речи предложить закончить начатое предложение про объект, изображённый на картинке (девочка… купила в магазине хлеб, мальчик… едет домой на велосипеде).

Коррекция ЗПРР

Как мы уже говорили, ЗППР у ребенка требует совместной работы следующих специалистов: детский невролог, педиатр, психолог, психиатр, логопед, дефектолог. Коррекция ЗПРР у ребенка включает в себя методики развивающие:

  • Внимание, мыслительные процессы, память, восприятие;
  • Мелкую моторику, эмоциональную сферу, сенсорную интеграцию;
  • правильное произношение и построение речи.

Лечение ЗПРР у ребенка начинать важно с раннего дошкольного возраста. В коррекции данного нарушения применяются следующие методики, стимулирующие психическое и речевое развитие:

  • стимуляция мыслительных и речевых центров головного мозга при помощи методов, развивающих мелкую и крупную моторику, а также пальчиковой гимнастики;
  • гимнастика артикуляционная, тренирующая мышцы речевых органов и постановку звуков у ребенка;
  • занятия, расширяющие словарный запас и понятия;
  • методики, которые направлены на становление речевого дыхания, дыхательные гимнастики;
  • обучение составлению словосочетаний и сложных предложений в форме игры;
  • упражнения, которые направлены на развитие памяти, произношения ребенка и расширение его словарного запаса (разучивание стихов и песен).

Обучение и коррекционную работу с детьми, имеющими задержку психоречевого развития, одновременно с преподавателями проводят психологи, логопеды-дефектологи и социальные педагоги. Помощь детям, имеющим подобные нарушения может включать в себя: лекарственную терапию, которая направлена на присутствующие церебрально-органические или соматические патологии; лечебную физкультуры, физиотерапию, массаж, водолечение.

Советы родителям ребенка с ЗПР

  • Регулярно посещать медицинские осмотры педиатра, невролога, офтальмолога, ортопеда, оториноларинголога, логопеда.
  • Развивайте у крохи понимание речи, применяя несложные инструкции типа «дай кубик», «возьми чашку со стола и отнеси воды маме».
  • С ребенком нужно разговаривать, читать, петь, озвучивайте каждое свое действие и окружающие события, старайтесь вызывать малыша на диалог.
  • Еще до того, когда малыш заговорит, развивайте его сенсорные умения, обучайте различать предметы по форме, цвету, размеру, развивайте мелкую моторику кистей.

У родителя должно присутствовать безусловное эмоциональное принятие малыша, невзирая на особенности деток с ЗПРР. Только при удовлетворении потребностей в любви, заботе и безопасности развивается эмоциональная близость со всеми членами семьи. Данный фактор приводит к стремлению находиться в обществе других людей, выстраивать доверительные и теплые отношения. Следует уделять внимание не только питанию и здоровью ребенка, но и его настроению, его потребностям, контакту с крохой.

Важно помнить, что отсутствие коррекционных мер способно привести к перерастанию задержки речи в ее общее недоразвитие, следствием чему станет отставание ребенка в развитии и стабильное снижение его интеллекта.

Записаться на консультацию в Ростове-на-Дону вы можете в наш центр: