Дефицит общения и его связь с проблемами развития детской речи

Дефицит общения и его связь с проблемами развития детской речиДостаточно часто в практике логопедов встречаются дети, у которых отсутствуют проблемы в психическом или умственном развитии, однако имеются сложности в овладении речью. Есть этому несколько причин, и одна из этих причин - недостаточность опыта общения.

К сожалению, современные родители в нашем быстро меняющемся информационном мире, попросту не находят для своих детей времени. Конечно, родители заботятся о том, чтобы обеспечить всем необходимым ребенка, удовлетворить его жизненно-важные физиологические потребности, но забывают о такой серьезной потребности, как общение.

А ведь, от того, насколько красиво и четко говорит ребенок, способен ли он выражать свои мысли, в дальнейшей жизни зависит его успешность, как в учебной (готовность к школе), так и в профессиональной деятельности.

Для ребенка в семье следует создавать такие условия, чтобы он был удовлетворен общением со всеми членами своей семьи, чтобы он от них получал не только знания, но и увеличивал свой словарный запас, обучался навыкам правильного построения предложений, правильного и четкого произношения звуков и слов, интересно что-то рассказывать.

Важно также помнить, что дети усваивают речь на подражательном уровне, по этой причине взрослым нужно следить и за своей речью, становясь примером для ребенка (исключить жаргонные слова из речи, говорить четко и правильно, не сюсюкать).

Особенно важным этапом развития речи ребенка можно назвать переход от речи диалогической к разным формам речи монологической. Диалогическая речь представляет собой простую речевую форму, состоящую из обмена высказываниями, которым характерны: вопросы, ответы, дополнения, возражения, пояснения. Здесь важное значение имеет мимика, интонации, жесты, способные изменять значение того или иного слова. Не обладая навыками общения, ребенок испытывают сложности даже в такой простой речевой форме. Следует у ребенка развивать навыки построения диалога – задать вопрос, ответить на вопрос, попросить, разъяснить, используя разнообразные языковые средства с учетом ситуации. С этой целью рекомендуется с ребенком проводить беседы на разнообразные темы, связанные с семейной жизнью, пребыванием в детском садике, об отношениях со взрослыми и друзьями, о интересах ребенка и его желаниях. Как раз диалог дает возможность научиться слушать собеседника, задавать вопросы, отвечать с учетом контекста.

Речь монологическая является более сложной и произвольной в большей степени. Говорящий, желающий выразить какое-либо содержание, должен подобрать для данного содержания языковую адекватную форму и, основываясь на ней, выстроить свое высказывание. Монологическая речь – организованная и относительно развернутая речевая разновидность. Следует отметить, что овладение связной монологической речью является одной из основных задач в речевом развитии ребенка.

У ребенка-дошкольника следует развивать и совершенствовать разные стороны речи (лексическую, грамматическую, фонетическую и связную). Связной называют речь, построенную с учетом законов грамматики и логики, которая представляет собой единое целое, обладает относительной самостоятельностью и законченностью.

Владение монологической связной речью считается высшим достижением в речевом воспитании дошкольников.

Следует развивать речь в игровой форме, причем это можно делать где угодно и не тратя на это большого объема времени. К примеру: по дороге в детский садик, в магазин, домой, при приготовлении еды на кухне, в транспорте, на даче и т.п.

Развивать речь можно следующими играми:

Игра «Угадай, на что я сейчас смотрю?»

Родитель или же ребенок, гуляя или по дороге куда-то находит, встреченный предмет и, не говоря его названия, описывает собеседнику его признаки, а также его предназначение, собеседник отгадывает задуманный предмет.

Игра «Почему - потому»

Целью данной игры является обучение ребенка задавать вопрос: «Почему?», а также отвечать на него, применяя «Потому что…».

Игра «К чему это относится?»

Взрослый называет какой-то предмет или живое существо, а ребенку необходимо назвать обобщающее понятие, к которому названное относится.

К примеру: собака – животное, стол – мебель, воробей - птица и т.п.

Игра «Называем лишний предмет»

Взрослый называет ребенку перечень обобщающих слов, в которых

«спряталось» одно слово, не отвечающее данному понятию. Просим ребенка называть, какое слово лишнее.

Игра «Отгадываем слово»

Просим ребенка угадать задуманное слово, используя подсказки, к примеру: оранжевый, круглый, цитрусовый (апельсин).

Игра «Бывает или не бывает»

Предлагаем малыша указать правильность высказывания, такими словами, как «бывает» и «не бывает», к примеру: зимой цветут деревья.

Игра «Говорим наоборот»

Называем ребенку глагол или прилагательное, малыш подбирает слово,

противоположное по смыслу. К примеру: лежит - сидит, маленький - большой и т.п.

Игра «Кто больше слов придумает»

Взрослый называет ребенку предмет, а ребенку нужно придумать к нему прилагательные. Например: тарелка – стеклянная, круглая, хрупкая и т.п.

Далее меняетесь ролями: малыш называет слово, а вы подбираете прилагательное.

Вместе с речевыми играми, непременно развивайте у ребенка такие навыки, как пересказ текстов, рассказывание сказок, составление повествовательных и описательных рассказов, выразительное чтение стишков, отгадывание загадок. Мышление – это наша внутренняя речь. И развитие мышления зависит от того, как происходит развитие нашей речи.