Детский нейропсихолог

нейропсихологическая и коррекционная диагностика:

диагностика психо-моторного и психо-речевого состояния,
занятия с нейропсихологом,
развитие эмоционально-волевой сферы
работаем с детьми в возрасте от 5 лет

        

 

 

Детский логопед

коррекционные занятия

с детским логопедом в Ростове-на-Дону,

запуск речи, коррекция произношения,

заикания, дислексии, дисграфии

        

 

 

 Психологическое консультирование

занятия с детским и семейным

психологом

помогут решить проблемы,

которые вас тревожат

        

Подготовка к школе

Подготовка к школе

Развиваем
психологическую и эмоционально-волевую
готовность к школе
Занятия с дефектологом

Занятия с дефектологом

Коррекционные занятия
с дефектологом в Ростове-на-Дону
предупреждение трудностей с дисграфией
Преодолеваем дисграфию

Преодолеваем дисграфию

Преодоление дисграфии
нейрологопедический подход
индивидуальные занятия

 

Уважаемые родители, приглашаем детей

старшего дошкольного - младшего школьного возраста

принять участие в занятиях группы "Моторные сказки".

Подробнее...

Дорогие родители, приглашаем деток

старшего дошкольного и младшего школьного возраста

принять участие в занятиях "Умная физкультура".

Подробнее...

Дизартрия у детейДизартрией специалисты называют дефект речи, страдает, при котором, произносительная сторона речи. Причина дизартрии кроется в нарушении иннервации мышц, напрямую участвующих в артикуляции. Кроме речевой дисфункции у ребенка, могут присутствовать также иные неврологические симптомы. В некоторых случаях, речь может отсутствовать полностью.

Что такое дизартрия у ребенка

Дизартрия - речевое расстройство, развитие которого провоцируют повреждения головного мозга, нарушения в его работе с дальнейшим ухудшением нервной проходимости артикуляционных мышц. Диагноз сопровождает дискоординированное сокращение мышц артикуляционных органов, изменение дыхания, голоса, мелодичности и ритма речи. Часто данный дефект встречается при детском церебральном параличе.

Причины дизартрии

К поражениям головного мозга ведут следующие факторы:

  • Осложненные роды – травмы, преждевременные роды, неграмотное ведение родов, аспирация околоплодными водами, применение акушерских щипцов, обвитие пуповиной, асфиксия в родах;
  • Перинатальное поражение — из-за токсикоза, резус-конфликта, угрозы выкидыша, заболеваний и вредных привычек матери, фетоплацентарной недостаточности, отслойки плаценты, гипоксии головного мозга;
  • Травмы черепно-мозгового характера — травмы особенно опасны в детском раннем возрасте;
  • Дегенеративные процессы — имеющие прогрессирующее течение;
  • Воспалительные процессы, затрагивающие головной мозг и оболочки — нейроинфекции: менингит, энцефалит, осложненное течение ОРВИ, гайморита, синусита, отита;
  • Патологии нервной системы такие, как врожденные аномалии головного мозга, его сосудов, гидроцефалия.

Виды дизартрии

Бульбарная – данная форма возникает из-за поражения ядер черепно-мозговых нервов, иннервирующих артикуляционные органы. Нарушены мышечные функции, отвечающие за сосание, глотание, жевание, выделение слюны и мимику.

Псевдобульбарная - возникает из-за повреждения проводящих корково-ядерных путей. Сопровождается заболевание излишним сокращением мускулатуры и парезом. Имеются нарушения глотания, координированного и произвольного действия мышц. Ребенку испытывает трудности при переключении с одного на другой звук.

Подкорковая (экстрапирамидная) - проявляется из-за поражения подкорковых ядер. Эта форма выражается в сокращении артикуляционных мышц, не поддающихся контролю. Сокращения присутствуют постоянно, во время разговора - усиливаются. Тихий голос, но возможны выкрики, заикание, изменение речевого темпа.

Мозжечковая – этот тип расстройства возникает вследствие вовлечения в патологические процессы мозжечковых структур. Разговор непонятный и медленный, сопровождается дрожанием языка, неравномерной речью, выкриками. Неправильно произносятся звуки с участием губ и кончика языка. Проблемы с равновесием, шаткость походки, неуклюжесть подтверждают у ребенка диагноз мозжечковая дизартрия.

Корковая – виновник проблемы: поражение коры головного мозга. Присутствуют изменения в произвольных движениях артикуляционных мышц, сбои в дыхании при разговоре, изменение голоса. Дошкольники не понимает речь других людей, не владеют письмом, не могут читать, что затруднено обучение и интеллектуальное развитие.

В некоторых случаях возможно сочетание разных видов.

Стадии дизартрии

Первая степень тяжести (стертая форма). Заметить ее можно по артикуляционным нарушениям, отклонению и дрожанию языка, ограничению объема движений, сложностям, когда речевой органы необходимо перевести в другое положение. Признаки имеют слабую выраженность. У младенцев нарушен процесс сосания.

Вторая степени тяжести характеризуется более выраженными дефектами. Они видны окружающим, но не мешают общению.

Третья степень тяжести имеет выраженную клиническую картину. Характерны заметные речевые расстройства, по этой причине большинство незнакомых людей ребенка не понимают. Общение же с близкими и теми, кого ежедневно видит ребенок, доступно.

Четвертая степень тяжести, отличается полным отсутствием речевых функций либо серьезными затруднениями. Даже с родственниками общение возможно лишь мимикой и жестами.

Симптомы и проявления дизартрии у детей

У детей нарушено проведение нервных импульсов к речевым органам. Речь из-за этого смазанная, непонятная, нечеткие звуки. Мышечный тонус меняется по-разному:

  • В мышцах может наблюдаться спазм. Из-за спазма губы сомкнуты и это затрудняет разговор;
  • Сниженный тонус ведет к расслабленности мышц и их неспособности к сокращению. Характерен открытый рот и разомкнутые губы. Имеется слюнотечение. Голос, из-за мышечного паралича мягкого нёба приобретает гнусавость;
  • Дистония — патологии в сокращении мышц, приводят к резкому повышению мускулатурного тонуса при разговоре.

Проявляются расстройства звукопроизношения в различных симптомах. Если психофизическое развитие у дошкольника в норме, речевой дефект проявляется единичными нарушениями в произношении звуков. В ином случае речь ребенка изобилует неверным произношением звуков, их пропусками или заменой на более простые. Разговор ребенка медленный, сложный для понимания.

Из-за трудностей воспроизведения, а также из-за того, что нужно прикладывать усилия, чтобы произнести что-то, малыши быстро устают, по этой причине предпочитают мало разговаривать или молчать.

Речевые дефекты характеризуются устойчивостью и сложностью коррекции. Изменения затрагивают все звуки, и гласные, и согласные. Свистящие и шипящие трудно произносить, из-за этого их заменяют боковой или межзубной парой. Наблюдаются проблемы и с твердыми согласными: их ребенок произносит чересчур мягко или звонко.

Патология сопровождается изменением дыхания. Выдох продолжительный, дыхательные движения частые, прерываются во время разговора. Голос тихий и как будто угасающий в процессе разговора. Отсутствует интонация. Наблюдается нарушенные восприятие и анализ звуков. Имеется дефицит словарного запаса, у ребенка страдает грамматика речи. Отмечается фонематическое и общее недоразвитие речи. Страдает также и письмо.

Диагностика

Обследование ребенка должно иметь комплексный характер и быть направлено на выявление нарушений речевого и неречевого характера, оценку состояния психоневрологического, а также определение типа дизартрии.

Мероприятия в себя включают:

Обследование неврологическое — опрос, осмотр, выяснение анамнеза, особенностей раннего развития и протекания беременности у мамы. Врач выявляет патологические рефлексы, а также тонус и состояние артикуляционных органов;

Обследование логопедическоелогопед-дефектолог проводит оценку функционирования органов речи, выявляет речевые нарушения. При наличии яркой симптоматики, проблем с диагностикой не возникает. А вот, стертая форма нуждается в более пристальном внимании. Специалист определит тип нарушений, оценит дыхание, мимику, характеристики голоса, а также способность удерживать артикуляционную позу. Выявит отклонения в процессе выполнения ребенком произвольных движений губами и языком, а также участие в речевых движениях мягкого неба.

Исследования инструментальные — ЭЭГ (электроэнцефалография), КТ и МРТ помогают выявлять структурные изменения и аномальные развития головного мозга, объемные образования и нарушения кровотока.

Только после тщательно проведенной диагностики специалисты выносят заключение и определяют тактику лечения и коррекции.

Коррекция дизартрии у детей и лечение

Лечение и коррекцию дизартрии проводят и контролируют: невролог и логопед.

Неврологическое терапия включает прием медикаментов, направленных на снятие спазмов мышц, нормализацию иннервации в них и кровотока.

Логопедическая коррекция дизартрии включает в себя специальный массаж, позволяющий расслаблять артикуляционную мускулатуру. Для занятий полезна и пальчиковая гимнастика. Специалист разрабатывает мышцы, которые задействуются при воспроизведении речи, помогает тренировать мимику и речь, обучает правильно дышать в процессе разговора, а также ставит интонацию. Применяются ортофонические упражнения и артикуляционная гимнастика. После выработки верного произношения, логопеды доводят с ребенком звуки до автоматизма и закрепляют их.

Реабилитационная программа может включать: физиолечение, массаж, лечебную физкультуру, иглорефлексотерапию, гирудотерапию и т.д. Среди дополнительных методик рекомендованы психотерапия, арттерапия, лечение песком, плавание, дельфинотерапия, иппотерапия - они оказывают успокаивающий эффект и создают благоприятную атмосферу, что способствует общему развитию ребенка. Ну и один из особенно важных факторов, которые помогают в коррекции дизартрии – дополнительные занятия с родителями в домашних условиях, это существенно повышает эффективность лечения.

В результате такого комплексного подхода у ребенка становится внятной и понятной для окружающих речь. В ней появляется ритмичность, мелодичность и выразительность. Постепенно нормализуется чтение и письмо. По этой причине важно своевременно начинать лечение: пока малыш не начал ходить в школу и не закрепились речевые дефекты.

Необходимо быть готовыми к тому, что лечение дизартрии довольно длительное, так как дефекты носят устойчивый характер. Запаситесь настойчивостью и терпением для достижения результата.

На прогноз данного диагноза оказывают влияние степень тяжести дефекта, своевременность и адекватность терапии.

Профилактика дизартрии

Первичная профилактика должна быть направлена на предотвращение различных неврологических заболеваний, включая речевые. Здесь следует говорить о планировании беременности, а также улучшении здоровья женщин. Важно исключить вредные привычки, пройти лечебный курс хронических заболеваний и санировать любые источники инфекций.

По наступлению беременности, будущей маме необходимо избегать стрессов и контактов с инфекционными больными, отказаться от вредных привычек. Следует вовремя проходить медосмотры и сдавать назначенные анализы, ну а при возникновении какой-либо проблемы — обязательно обращаться к врачу и выполнять его рекомендации. Необходим достаточный отдых и сон, положительные эмоции и рациональное питание. Также адекватно подбирайте метод родоразрешения. Если имеются показания врачей к кесареву сечению — не следует отказываться от оперативного вмешательства, даже если вы являетесь сторонником естественных родов. Это сохранит здоровье и вам, и вашему малышу, поможет предотвратить родовые травмы.

Малыш наиболее уязвим в период новорожденности. Важно оградить его от травм и инфекций. Соблюдаем план диспансерных осмотров, так как ранняя диагностика является одним из важных факторов профилактики речевых нарушений.

Кроме этого, если у вашего малыша была диагностирована дизартрия, и был пройден курс коррекции и лечения, необходимо принять меры, чтобы проблема не рецидивировала. Устраняем все провокаторы и регулярно консультируемся с логопедом.