Занятия с нейропсихологом

Занятия с нейропсихологом

Детский нейропсихолог
нейропсихологическая диагностика,
коррекционная диагностика
Логопедический массаж

Логопедический массаж

Логопедическая техника,
нормализующая произносительную
сторону речи
Занятия с логопедом

Занятия с логопедом

Коррекционные занятия

с детским логопедом в Ростове-на-Дону

Занятия с дефектологом

Занятия с дефектологом

Коррекционные занятия
с дефектологом в Ростове-на-Дону
Психологическое консультирование

Психологическое консультирование

Занятия с детским и семейным
психологом помогут решить
проблемы, которые вас тревожат
Мозжечковая стимуляция

Мозжечковая стимуляция

Совершенствование функций мозжечка,
и структур мозга, отвечающих
за формирование речи и поведения

Современный ритм жизни привел родителей к тому, что их главной заботой, при достижении ребенком 3-х лет, становятся не сказки, потешки и игрушки, и даже не укрепление драгоценного здоровья малыша, а поступление ребенка в школу. Это, конечно, странно, однако понятно. Чтобы приняли ребенка в хорошую школу (а, следовательно, для того, чтобы им было получено приличное образование, а далее он удачно устроился в непростой жизни) уже в шесть лет ему необходимо выдержать серьезный экзамен, определяющий его "готовность". А, значит, важно, как можно раньше, начинать обучение малыша. 

В итоге система воспитания дошкольника все больше и больше становится похожей на низший уровень школьного обучения. Невзирая на гуманистические и прогрессивные  концепции ученых умов, а также, несмотря на призывы сохранить детство малышам дошкольного отдела Минобразования, страх перед будущим все равно берет свое и "максимальная готовность к школе" превращается в главную цель.

Однако эта тенденция не просто неоправданна с психологической и педагогической точек зрения, но и достаточно опасна, так как несет в себе непредсказуемые социальные последствия. Проблема в том, что в силу имеющихся психологических особенностей малыши дошкольного возраста не способны к целенаправленной, осознанной учебной деятельности.

Умения и знания, которые приобретаются на учебных занятиях, но не имеющие связи с контекстом интересов ребенка, для дошкольников не имеют личного смысла и из-за этого не несут развивающего эффекта, плохо усваиваются. При этом, даже заучив какие-либо формулировки и термины, малыши не могут их применять и не понимают их. Важно понимать, что заученные знания, не привязанные к реальной жизни ребенка, останутся для него бессмысленными штампами. Практика показывает, что, несмотря на титанические усилия педагогов и умственное истощение дошколят, готовность их к школе весьма и весьма сомнительна. Ребенок не может учиться лишь потому, что так захотели взрослые. Просто потому что это дети, а не потому, что они непослушные или ленивые. Вся беда не в том, что от такого преждевременного обучения они ничего не приобретают, а в том, что малыши утрачивают необычайно важные возможности, которые дарит им дошкольное детское время.

Следует понимать, что дошкольный возраст – это уникальный и решающий период для развития малыша. В этот период закладываются основы личности, вырабатывается произвольное поведение и воля, активным образом развивается воображение, творческие наклонности и общая инициативность. НО! Все эти особенно важные качества формируются у ребенка не на учебных занятиях, а в основной, ведущей деятельности малыша-дошкольника – в игре!

Самое значительное изменение, отмеченное психологами и большинством опытных дошкольных педагогов, заключено в том, что детки в детских садиках стали хуже и меньше играть, особенно сократилось число, а также продолжительность сюжетно-ролевых игр. Дошколята практически не знакомы с традиционными детскими играми, не умеют в них играть. В качестве основной причины, как правило, называют нехватку времени на игры. Но педагогами замечено, что даже в специально отведенное время, детки не способны спокойно и содержательно играть - они дерутся, возятся и толкаются – по этой причине воспитателям приходится наполнять свободное детское время занятиями спокойными либо прибегать к дисциплинарному воздействию. При этом специалисты констатируют, что не просто не умеют, но и не хотят играть.

И это действительно так. Игра сама собой не возникает, а передается от одного детского поколения к другому - от старших ребятишек к младшим. В наши дни указанная связь детских поколений прервалась (детские разновозрастные сообщества – во дворе, в семье, в квартире являются скорее исключением). Дети растут среди взрослых, которым играть некогда, они не считают это важным, да и просто не умеют этого делать. Если они и занимаются ребятишками, то их обучением. В итоге игры уходят из жизни дошкольников и, вместе с ней, теряется и само детство.

Потеря игр в дошкольном возрасте очень печально и негативно сказывается на общем личностном и психическом развитии детей. Детским психологам известно, что как раз в игре особенно интенсивно развиваются воображение, сознание, мышление, эмоции, общение ребенка.

Преимуществом игр перед любыми другими видами детской деятельности является то, что в них малыши сами, добровольно подчиняются определенным правилам (открытым либо заданным в игровых ролях), при этом именно исполнение правил доставляет им максимальное удовольствие. Такой этап делает поведение малыша осознанным и осмысленным, превращает в волевое. По этой причине игра, оставаясь максимально привлекательной и свободной деятельностью для ребенка, превращается в школу произвольного поведения, обучая его добиваться целей (пусть пока игровых), а также преодолевать свои возникающие  импульсивные желания. Игра способна навести порядок в голове дошкольника, помогает ему в понимании себя и своего отношение к окружающему миру.

Игра – это, пожалуй, единственная сфера, в которой дошкольник может проявить творческую активность и инициативу. Однако в то же время, именно в играх малышня учится оценивать и контролировать себя, осознавать, что они делают, и (пожалуй, это главное) желать действовать правильно. Таким образом, приходим к выводу, что произвольность является не только действиями по правилам, это еще и независимость, осознанность, ответственность, внутренняя свобода и самоконтроль. Лишившись игр, дети всего этого не приобретают. В итоге поведение их остается непроизвольным, ситуативным, зависимым от окружения взрослых. Наблюдения педагогов показывают, что современные дети дошкольного возраста не умеют самостоятельно организовывать свою деятельность и наполнять ее смыслом: они толкаются, слоняются, перебирают игрушки и т.п. У большинства ребятишек воображение не развито, отсутствует самостоятельность мышления и творческая инициатива. А так как дошкольный возраст - это оптимальный период для формирования этих очень важных качеств, сложно питать иллюзии, что все перечисленные способности сами собой возникнут потом, в более зрелом периоде.

Бедность игрового процесса пагубным образом влияет и на коммуникативное развитие детей. Общение дошколят в основном происходит в совместных играх. Именно общие игры - ее правила, сюжеты, распределение ролей и др. - главное содержание общения деток дошкольного возраста. Выполняя разные игровые роли, малыши учатся видеть события с различных позиций, учитывать интересы и действия других, соблюдать правила и нормы общения. Не умеющие играть дошкольники, не способны содержательно общаться, они не приспособлены к совместной деятельности, совсем не интересуются проблемами и нуждами сверстников. Возрастают проявления отчужденности, агрессивности и враждебности к сверстникам. Ребенок может просто так, без особых причин больно ударить товарища головой об стену, потаскать за волосы, отнять у него игрушку, обидеть, не ощущая особых переживаний. Несложно представить, какие последствия (включая социальные) могут иметь такие детские "шалости".

Однако между тем для родителей ребенка все чаще и чаще основным показателем эффективности работы педагогов детского сада и благополучия малыша считается уровень готовности к школе, который выражается в умении читать, считать писать и следовать инструкциям взрослых. Такая «яростная готовность» не только не помогает, но и мешает нормальному процессу школьного обучения: пресытившись обучающими занятиями в детском садике дети очень часто в школу не хотят, либо теряют интерес к обучению уже в начальных классах.

Преимущества раннего обучения вашего ребенка будут заметны только в первые два-три месяца школьной жизни - таких "подготовленных" детей уже не потребуется учить считать и читать. Однако, как только потребуется проявить любознательность, самостоятельность, способность думать и решать - такие детки пасуют и просто ждут указаний от взрослых. Нужно ли говорить, что подобная пассивность, отсутствие самостоятельности, интересов и внутренняя пустота будет давать весьма печальные результаты и не только в школе.

Важно помнить, что детство - это не только самая беззаботная и счастливая пора жизни маленького человека. Это еще и важный период особенно интенсивного формирования личности. То, что не заложено в детские годы, уже нереально "впихнуть" в повзрослевшего человека. Следует понимать, что лишая малыша игры и заставляя его учиться, мы отнимаем у него детство, а значит, просто крадем у него огромный мир детских стремлений, переживаний, отношений и отнимаем у него возможность стать полноценным человеком.