Мелкой моторикой называют навыки человека работы руками и пальцами, к примеру, завязывание шнурков, рисование, письмо, открывание коробочек и пр. Подобные навыки получают развитие с учетом физических параметров ребенка (сила мышц плечевого пояса и координация мышц туловища) в определенных возрастных периодах. Следует понимать, что каждая из стадий развития мелкой моторики подразумевает, что предыдущие стадии были успешно пройдены ребенком.
Давайте рассмотрим основные навыки мелкой моторики, приобретаемые в различных этапах своего развития:
Дети до 6 месяцев
- С рождения рефлекторно хватают предметы;
- В 3 месяца неосознанно тянут ручки к предметам;
- С трех месяцев осознанно хватают предметы;
- С 3-х месяцев хватают предметы двумя ручками;
- В пять месяцев хватают предметы одной рукой;
- С 6-ти месяцев тянутся к предметам намеренно.
Если навыки не развиты, возможны следующие негативные последствия:
- Неудовлетворительное развитие мышц, а также координации их работы;
- задержка способности самостоятельно играть;
- Из-за задержки в развитии навыков обращения с предметами и игрушками, задержка в развитии органов чувств.
В 6-12 месяцев ребенок
- Тянется к предмету, хватает его и кладет в рот;
- Намеренно отдает предмет;
- Умеет хватать предмет большим и указательным пальчиками;
- Берет предмет двумя пальцами;
- Умеет перекладывать предметы из одной ручки в другую;
- Поднимает и бросает игрушки.
В случае неразвитых навыков, возможны негативные последствия:
- Слабо развита сила пальцев и рук;
- Недостаточно развиты навыки обращения с предметами;
- Из-за недостатка игровой деятельности происходит задержка в развитие органов чувств.
В 1-2 года ребенок
- Умеет строить из трех кубиков башню
- Может вставлять пять колышков в отверстие
- Строит пирамидку из 4-х колец, нанизывая их на стержень
- Нажимает кнопки
- Умеет переворачивать по две-три странички книжки за раз
- Может рисовать хаотичные фигуры и линии на бумаге
- Подносит ко рту ложку
- Ест с минимальной родительской помощью
- Применяет в общении жесты
- Используя движение всей руки, рисует, меняет руку и делает взмахи руками
- Самостоятельно умеет брать чашку и пить из нее.
В случае неразвитых навыков, возможны следующие негативные последствия:
- Неудовлетворительно развиты игровые навыки;
- Сила рук и пальцев недостаточно развита;
- Недостаточно развиты навыки обращения с предметами;
- Плохо развиты различные навыки ухода за собой (к примеру, слабо развит навык приема пищи самостоятельно).
В 2-3 годика малыш умеет:
- Переворачивать по одной страничке книги;
- Нанизывать четыре большие бусинки;
- Резать ножницами;
- Множество действий делать одной определенной рукой;
- Самостоятельно есть;
- Держать карандаш указательным и большим пальчиками, а не сжатым кулачком;
- Делать вертикальные, горизонтальные и круговые движения руками;
- Рисовать круги, точки и линии, применяя движения кистей рук;
- Мять пластилин, разделять его на куски и раскатывать.
Негативные последствия, при неразвитых навыках:
- Избегание работы с карандашиком;
- Неготовность к письменным занятиям;
- Недостаточные навыки рисования;
- Слабо развитые навыки движения и хватания рук при занятиях с карандашом;
- Плохо развиты навыки по уходу за собой (к примеру, умение самостоятельно принимать пищу).
В 3-4 годика ребенок умеет:
- Строить башенку из девяти небольших кубиков;
- Резать бумагу ножницами;
- Рисовать перекрещивающиеся линии;
- Рисовать круги по заданному образцу;
- Применять вспомогательную руку для удержания предметов и помощи ведущей руке;
- Лепить из пластилина (лепешки, змейки, шарики).
Последствия негативного характера, при недостаточном развитии вышеперечисленных навыков:
- Неготовность к занятиям письмом;
- Неудовлетворительно развитые навыки по уходу за собой;
- Плохо развиты навыки обращения с мелкими предметами (карандашами, ножницами, игрушками);
- Расстройства из-за неумения обращаться с мелкими предметами.
Ребенок в возрасте 4-5 лет может:
- Вырезать по контуру;
- Рисовать квадрат;
- Рисовать пересекающиеся линии;
- Самостоятельно надевать и снимать одежду;
- Писать свое имя;
- Писать числа от одного до пяти;
- Писать буквы;
- Умения руки ведущей значительно более развиты, чем у вспомогательной руки.
Негативные последствия, когда навыки не развиты:
- Сложности в обращении с карандашом и его удержании;
- Существенная зависимость в повседневных делах от родителей (например, при одевании);
- Сложности с написанием букв и имен;
- Расстройства из-за сложностей в обращении с карандашом, попытки избежать данных занятий.
Ребенок в 5-6 лет может:
- Вырезать несложные фигурки;
- Брать карандаш тремя пальчиками;
- Рисовать треугольник;
- Раскрашивать по контурам;
- Рисовать простейшие рисунки;
- Приклеивать клочки бумаги и делать аппликацию.
Если навыки развиты плохо, возможны негативные последствия:
- Плохо развиты письменные навыки;
- Сложности в написании цифр и букв;
- Быстрая утомляемость при занятиях с карандашом;
- Сложности в выполнении письменных заданий в детском садике;
- Избегание работы с карандашом и расстройство из-за неумения.
В 6-7 лет ребенок умеет:
- Писать на разлинованной бумаге (в тетрадке и пр.);
- Правильно писать множество цифр и букв;
- У него хорошо развита моторика, необходимая для письменных занятий;
- Уверенно рисовать карандашом и движения рук, при этом, хорошо развиты;
- Самостоятельно завязывать шнурки;
- Строить модели из конструктора.
Негативные последствия, при плохо развитых навыках:
- Быстрая утомляемость при письменных занятиях;
- Сложности с выражением мысли в письменной форме;
- Неразборчивый почерк;
- Сложности в школе из-за неудовлетворительной скорости письма;
- Проблемы с поведением из-за нежелания работать с карандашом;
- Низкая успеваемость в школе и, как следствие, низкая самооценка.
В возрасте 7-8 лет ребенок может:
- Разборчиво писать большие объемы текста.
Негативные последствия, при неразвитых навыках:
- Избегание работы с карандашами;
- Скорая утомляемость при письменных занятиях;
- Трудности с исполнением на время письменных заданий;
- Сложности с письменными заданиями в школе, обусловленные трудностями выражения в письменной форме мыслей.
Отталкиваясь от приведенного выше перечня, вы можете судить о соответствии возрасту развития вашего ребенка. При обнаружении некоторых задержек в развитии малыша, своевременная помощь нейропсихолога поможет заполнить пробелы и наверстать упущенное.