Занятия с нейропсихологом

Занятия с нейропсихологом

Детский нейропсихолог
нейропсихологическая диагностика,
коррекционная диагностика
Логопедический массаж

Логопедический массаж

Логопедическая техника,
нормализующая произносительную
сторону речи
Занятия с логопедом

Занятия с логопедом

Коррекционные занятия

с детским логопедом в Ростове-на-Дону

Занятия с дефектологом

Занятия с дефектологом

Коррекционные занятия
с дефектологом в Ростове-на-Дону
Психологическое консультирование

Психологическое консультирование

Занятия с детским и семейным
психологом помогут решить
проблемы, которые вас тревожат
Мозжечковая стимуляция

Мозжечковая стимуляция

Совершенствование функций мозжечка,
и структур мозга, отвечающих
за формирование речи и поведения

В сети можно встретить вопросы молодых мам следующего содержания: «Ребенку десять месяцев, а он не ползает. Может быть ему купить ходунки?» . Дальнейшая беседа показывает, что невролог проблем со своей стороны не видит и мама не переживает на данный счет. Мамочки наперебой дают советы по приобретению ходунков и всячески подбадривают собеседницу личными историями, мол, их детски тоже не ползали, а потом сразу побежали.

Мы все считаем очень важным момент, когда малыш пошел, а ползанье относим к необязательным условиям. Некоторые родители и вовсе бравируют «перескакиванием» данного этапа.

Так ли важно ползание, ведь многие из современных детей перескакивают его?

Здесь не все однозначно…  Моторное развитие является фундаментом, на котором далее будут строиться многие функции, а также речь. В моторном развитии имеются этапы, которые ребенок должен проходить как раз в таком порядке, в каком это задумала природа. Период начала и скорость прохождения каждого этапа могут быть разными, по этой причине говорить можно лишь о норме усредненной.

А вот последовательность указанных этапов должна быть сохранна, перескакивать что-то нельзя. Причиной тому то, что один этап вытекает из другого, в процессе каждого из этапов моторного развития выполняется параллельное развитие прочих систем. Когнитивная функция и моторные навыки являются одним и тем же неврологическим процессом.

Давайте коротко рассмотрим эти этапы:

  • 1,5-2 месяца - малыш удерживает голову.
  • 2,5-4 месяца – может не только удерживать голову, но и поворачивать ее. Способен лежать на животе, подняв голову с опорой на локти, голова при этом на оси с туловищем. Данный навык требуется для формировки вертикальной оси тела.
  • 3-4 месяца – малыш, лежа на животе, опирается на раскрытые ладошки.
  • 4-5 месяцев – может переворачиваться со спинки на животик. А немного позже – наоборот.
  • 5-6 месяцев – кроха вертится вокруг пупка, лежа на животе. Данный навык необходим для подготовки мышц к ползанию, сидению, а также прямохождению.
  • Следующим этапом становится – раскачивание на четвереньках. Малыш опирается на ладони и колени, делает попытки начать движение, но так как мышцы еще пока слушаются его плохо, движения выходят лишь качательные.
  • 5-7 месяцев – начинает ползать.
  • 6-7 месяцев – сидит.
  • Без опоры ребенок начинает ходить примерно в 1 год.

Чем грозит пропуск  этап ползания?

Давайте представим, что мы пропустили в построении моторного развития ползание. К чему это способно привести? Автор новой практики Декалато-терапии – доктор Карл Декалато предположил, что задержки когнитивного развития могут  быть связаны с пропуском определенных стадий моторного развития малыша. Ребятишки, не ползающие на коленках и ручках в шесть-семь месяцев, а пошедшие сразу, обладали теми или иными асимметриями либо задержками.

Часть сенсорной интегративной терапии состоит из обучения детей любого возраста этим пропущенным этапам развития.  И довольно часто выясняется, что ребенок пропустил именно  «ползающий» этап. По этой причине иногда ползанию приходится обучать детей в 10 – 12 лет, так как у них возникают  серьезные проблемы  в школьном обучении.

На что же конкретно в будущем способен влиять пропуск ползания?

Ползание нужно нам для координации движений верхней и нижней половины тела, для поочередного подключения левого и правого полушарий  головного мозга. Для огромного спектра движений (бег, прыжки, письмо, рисование и т.д.) необходима развитая координация движения,  межполушарное взаимодействие и работа каждого полушария в отдельности.

У деток, которые отставали в формировании главных моторных навыков, либо пропустили определенный этап, может отмечаться неуклюжесть, проблемы с координацией и удержанием равновесия.  Многие из детей, имеющих дисграфию и дислексику, перескочили через этап ползания.

Неуклюжие ребятишки могут отказываться от подвижных игр и занятий спортом, из-за боязни, что окружающие увидят их проблемы с координацией. Ползание связано с развитием навыка фокусировать на ближайшей точке взгляд, приблизительно на  расстоянии, на котором мы пишем, рисуем, лепим и т.д.

На этапах ползания у нас закладывается умения пространственной ориентации. Когда недостаточно усвоены пространственные связи, искажается восприятие пространства, а оно особенно важно для ориентации во времени (проблемы с организованностью и чувством времени), умения правильно писать, овладения геометрией и т.п.

Ползание помогает в развитии тактильной чувствительности, формировании пространственных представлений о собственном теле, о соотношении внешних объектов и соотношении тела. Все это важно для правильного употребления и понимания слов и предлогов в дальнейшем, грамотного восприятия сложных речевых конструкций – причинно-следственных, пространственно-временных. Делаем вывод, что ползание помогает формировать предпосылки для грамматического освоения родного языка.

Следовательно, нарушение в программе моторного развития, такое как пропуск ползания, способно в будущем оказать отрицательное влияние на широкий спектр когнитивных функций, включая речь.

Очень важно понимать, что мы говорим о рисках, а не о прямых последствиях. Мозг ребенка довольно пластичен и многие из проблем полностью или частично могут быть в будущем скомпенсированы.

Однако чем ребенок младше, тем проще провести подобную коррекцию. Проблему проще предупредить. По этой причине верным шагом станет стимулирование ползания. Обеспечьте малышу максимум свободы и комфорта на полу, откажитесь от ходунков и манежей, а также долгого нахождение во время бодрствования в кроватке.

Если кроха уже научился ходить, а этап ползания «перескочил», очень важно как можно скорее научить его ползанию, играйте с ним на полу, побуждайте ползать.