Игры со словами для формирования у ребенка произвольности

Сегодня мы представляем вам занятия-игры со словами, которые помогут в развитии у ребенка сознательной саморегуляции.

Чтение слов по буквам наоборот

Сначала выбираем слова из трех букв, далее увеличиваем число букв в заданных словах. Итак, заданное слово ребенку необходимо прочитать по буквам справа налево (в обратном порядке), к примеру, робот ® тобор. Игровую мотивацию у ребенка можно повысить, сказав, что это особый язык, который используется в волшебной стране Зазеркалье ее народом, либо в мире, где временной ход противоположен нашему: то есть время там течет от будущего к прошлому, и звуки, произносимые первыми у нас, в их языке проговариваются последними.

Читаем слова и фразы по слогам наоборот

Данное упражнение схоже с предыдущим, однако здесь разбиение слов мы проводим по слогам, а не по буквам. К примеру, фраза «чистая вода» превращается в данном случае в «да-во-я-ста-чи».

Читаем наоборот ряды слов

Зачитываем ряд из 3-ех-5-ти слов, которые не связаны между собой звучанием и смыслом, к примеру: мячик, парк, помидор, телефон. В ответ ребенку необходимо их назвать в обратном порядке: телефон, помидор, парк, мячик.

Читаем предложения наоборот

Зачитываем недлинное предложение, включающее от четырех до семи слов, к примеру: «Все ребята умели плавать, кроме Кати». В ответ ребенок должен назвать все слова, которые входят в данное предложение, но в обратном порядке: «Кати кроме плавать умели ребята все». Также можно по договоренности хлопками выделять запятые и прочие разделительные знаки, которые есть в используемом предложении.

Читаем слова через букву

Выбранное слово, к примеру: «картина» надо прочесть так, чтобы звучали только первая, третья, пятая, седьмая и т.д. буквы, пропуская вторую, четвертую, шестую и т.д., в данном случае прозвучать должно: к р и а. В усложненном варианте задания следует читать длинное слово, пропуская две буквы, к примеру: информатика – и о а к.

Составляем слова из букв предложенного слова

Используем буквы заданного слова, как «строительный материал» для строительства новых слов, к примеру, «документ», применяем только буквы этого слова: медок, демон, тон, дно и пр., выполняем это все только в уме. Усложнить задание можно, разрешив применять дополнительно еще какую-то букву (к примеру, Р) и запретив применять одну из имеющихся букв выбранного для игры слова (к примеру, Е); в данном случае можно создавать, слова: рок, но нельзя создать слов: рЕмонт и т.д.

Продолжаем слова по заданному буквенному началу

Называем первые две-три начальные буквы для слова (к примеру, на...), необходимо, чтобы ребенок продолжи это слово, при этом найдя несколько разных вариантов. Можно, при этом задавать число букв называемого слова (к примеру, 5) и запретить употребление 2-3 букв (например, Р и У).

Опыт использования описанных выше игр-заданий показывает, что они помогают не только заметно развивать ВПД, но и обеспечивают высокий уровень ориентировки в словесном материале (владение грамматическими, орфографическими и синтаксическими знаниями, и умениями и т.д.), также эти игры повышают интерес к учебе и умственной работе.

Также Вы можете ознакомиться с советами по формированию произвольности у дошкольников...