Формирование произвольности у ребенка дошкольного возраста

Формирование произвольности у ребенка дошкольного возрастаЧто в психологии называют произвольностью? Данным термином обозначают сознательную саморегуляцию поведения, то есть навык подчинять себя правилу. Произвольность считают одним из основных составляющих психологической готовности для обучения в школе.

6-7 лет – критический возраст, так как у дошкольника произвольное поведение должно развиваться, чтобы он мог успешно обучаться в дальнейшем, но ребенку еще сложно регулировать свои побуждения и мотивы. Готовность к занятиям в школе требует от дошколят беспрекословно подчиняться требованиям учителя, выполнять правила поведения в школе и навыков организации самостоятельной деятельности.

Итак, произвольность должна включать в себя разные личностные стороны ребенка: произвольность саморегуляции, поведения, а также процессов психических, включая память, внимание и пр.

Необходимо особое внимание обратить на данную сторону психического развития, в случаях, когда у малыша наблюдается повышенная двигательная активность, он непоседлив, рассеян и импульсивен.

Сформированная произвольная сфера дошкольника поможет ему легче и скорее адаптироваться к школьным будням.

Игры, помогающие формировать произвольное поведение у ребенка старшего дошкольного возраста

Для дошкольника ведущей деятельностью является игра, особенно хорошо, если игра эта имеет правила. Через определенные правила ребенок обучается контролю своих желаний и регуляции поведения. Действуя осознанно по правилам, ребенок получает навык ограничивать свою чрезмерную активность, у него возникает осознанность ситуативности поведения.

Даже самая простая игра обладает определенными правилами, которые регулируют действия ребенка старшего дошкольного возраста. Игра предоставляет интересную совместную деятельность, соответственно ребенку приходится подчиняться ее правилам. Данные правила провоцируют развитие своеобразному регулятору действий малыша. Дети сначала наблюдают друг за другом и контролируют, как остальные соблюдают игровые правила, а далее стараются контролировать и свое поведение. Да, сначала это поведение в игре, но постепенно это проецируется и на другие поступки в жизни, то есть на поведение в целом.

Игре с правилами достаточно уделять ежедневно от 15 до 20 минут, результат непременно будет!

Игры, помогающие развивать произвольную сферу дошкольников

Игра «Да и нет – не говорить»

Цель игры: Развиваем у ребенка навык действовать по правилам.

Взрослый задает вопросы ребенку. При ответе на эти вопросы, ребенок не должен произносить слова «нет» и «да».

Примеры задаваемых вопросов:

А) Тебе нравится слушать сказки?

Б) Ты любишь играть?

В) Тебя зовут «Артём» и т.д.?

Г) Тебе нравится ходить в садик?

Д) Ты любишь конфеты?

Игра «Раскрась фигуры»

Цель игры: Развиваем произвольную регуляцию деятельности, а также терпеливость при выполнении монотонной и малоинтересной работы.

Показываем ребенку лист, на котором изображены геометрические фигуры и просим закрасить каждую из них цветным карандашом. Предупреждаем ребенка, что необходимо выполнять это очень аккуратно, не важно сколько это займет времени. Работу прекращаем, как только малыш начинает проявлять небрежность.

Хорошим показателем произвольной регуляции деятельности считается, когда ребенок в возрасте 6-7 лет способен аккуратно закрашивать 15 – 20 геометрических фигур.

Игра «Слушаем хлопки»

Цель игры: Развиваем произвольное внимание и поведение.

Играющие дети идут по кругу. Если ведущий хлопает в ладоши один раз – играющие приседают, если два раза – поднимают руки вверх, если три – замирают на месте. После выполнения детьми команды, продолжаем движение по кругу.

Игра «Тень»

Цель игры: Развиваем наблюдательность, внутреннюю свободу, раскованность и произвольность поведения.

Выбираем из группы ребят два ребенка. Один ребенок играет роль «Путника», второй – его «Тень», остальные – зрители.

«Путник» идет через поле, вслед за ним (в двух – трех) шагах следует «Тень», стараясь скопировать движения «путника» точь-в-точь.

Оптимально стимулировать «путника» выполнять различные движения, например, «присесть», «сорвать ромашку», «попрыгать на одной ноге», «погладить кролика» и т.п.

Игра «Тропинка»

Цель игры: Развиваем произвольное поведение, сплоченность, организованность, дисциплинированность.

Ребята образуют круг, взявшись за руки. По сигналу ведущего начинается движение в правую сторону по кругу, до той поры, пока ведущий не огласит слово-задание. Если ведущий произнес «Тропинка», детям нужно встать друг за другом и положить руки на плечи стоящего впереди. Если ведущий командует: «Копна» - детям необходимо выставив руки вперед направиться к центру круга. Если озвучено слово «Кочки», дети должны присесть, обхватив голову руками. Ведущий чередует задания.