Упражнения по коррекции дисграфии – советы дефектолога

Представляем вам несколько упражнений, которые могут применять родители дома для коррекции дисграфии.

«Волшебный диктант»

Взрослый читает предложение либо его часть из трех-четырех слов. Ребенок должен простукивать слоги: Ми-ла ру-ки мы-ла, чтобы понять ритм предложения. Далее ему нужно записать данный ритм в форме пунктирной линии, в которой слова заменяют черточки. После этого ему следует записать все слова в виде точек (точка – одна буква).

«Пишем вслух»

Это упражнение особенно важно, тот, кто пишет проговаривает все вслух все, подчеркивая и выделяя слабые доли. Дело в том, что мы произносим, к примеру, фразу «На стОле стОяла ваза с вОдой», как «На стале стаяла ваза с вадой».

Слабыми долями здесь являются звуки, при произнесении которых в беглой речи, мы уделяем наименьшее внимание. В гласных звуках – это любое безударное размещение, а в согласных, к примеру, расположение перед глухими согласными (ло*шка), или в конце слова (зу*п).

Очень важно также отчетливо проговаривать конец слова, так как дисграфикам трудно дописывать слова до конца и, частенько, развивается привычка в конце слов ставить неопределенное число загогулин, которые можно принять за слова при беглом осмотре. Однако качество и количество этих закорючек не соответствует буквам, на которые заканчивается слово. Следует понять не приобрел ли ваш ребенок данную привычку. В любом случае приучаем его к постепенности и последовательности проговаривания, то есть проговариваем каждое из записываемых слов.

«Корректурная правка»

Для выполнения данного упражнения вам потребуется книга с довольно крупным шрифтом и которую не жалко будет пустить в дело. Ежедневно ребенок на протяжении пяти минут (не больше) выполняет следующее задание: ему нужно в сплошном тексте зачеркивать заданные буквы. Начинаем с одной буквы, к примеру «о», «е» и т.д. Далее переходим к согласным, с которыми имеются сложности, также задаем их по одной. После пяти-шести дней подобных заданий усложняем задачу и переходим к двум буквам – одну мы подчеркиваем, а другую обводим кружочком. Буквы подбираем «парные», то есть похожие в сознании ребенка. Чаще всего трудности проявляются со следующими парами: «м/л», «р/п», «т/п» (из-за сходства написания); «б/д», «ю/у», «д/г» (здесь может забываться вниз или вверх направлен от кружка хвостик) и т.п. Требуемые пары выявить можно при осмотре любого написанного вашим ребенком текста. Заметив исправление, задайте вопрос: какую именно букву он желал написать. Но, скорее всего, это и так будет понятно.

Еще раз оговоримся, в идеале, текст книжки не должен быть прочитан (именно по этой причине необходима скучная книга). Ребенок должен сконцентрироваться на поиске заданного облика буквы / букв и работать лишь с ними.

Тэги: Дисграфия