Как помочь ребенку, если он плохо запоминает буквы

Как помочь ребенку, если он плохо запоминает буквыДавайте рассмотрим основные причины, по которым ребенку сложно запомнить буквы.

Начальный этап изучения образа буквы является нестойким. Ребенок может путать схожие по звучанию и написанию буквы, он не может вспомнить, написать или сложить ее. Легче всего дети сначала запоминают гласные, ведь они используются чаще, а вот низкочастотные буквы усваиваются дольше. При условии, что малыш не столкнулся с некоторыми сложностями в высших психических функциях, запоминание букв происходит довольно быстро – при регулярном, но не навязчивом их повторении в различных игровых формах.

В некоторых случаях родителям даже не приходится прилагать лишних усилий, и малыш все спонтанно и быстро запоминает. Однако случается и так, что старательные регулярные занятия не приносят требуемого эффекта и кроха продолжает путаться, забывая буквы. Данная проблема знакома не только родителям, но и специалистам.

Первое, что следует сделать – это обратиться к нейропсихологу, этот специалист поможет в выявлении несформированности мозговых функций, которые приводят к неудовлетворительному закреплению буквенного образа. Причин с нейропсихологической стороны может быть несколько.

Классифицировать данные причины можно на следующие виды: неудовлетворительная переработка зрительной информации (затронуты память и зрительное восприятие), а также сложности с концентрацией внимания (дефицит в нейродинамических мозговых процессах).

Неудовлетворительная переработка зрительной информации

Если говорить о недостаточности зрительного восприятия, то имеется в виду недостаточный анализ головным мозгом конфигурации буквы. Букву образуют несколько элементов (вертикальная или горизонтальная прямые, овал, наклонная или полуовал). Данные элементы могут быть расположены по-разному (относительно друг друга) и создают образ конкретной буквы.

Мозг ребенка должен проанализировать присутствующие элементы, воедино связать их и усвоить за каким-то названием. Если имеется недостаточность зрительного восприятия целостного образа буквы, то ребенок сталкивается с трудностями ее запоминания из-за неудовлетворительного анализа ее конфигурации. Буквы, схожие внешне и состоящие из схожих элементов, путаются.

Зрительно-пространственная несформированность

Все буквенные элементы расположены, относительно друг друга, в различных пространственных положениях (палочка в одну сторону, крючок в другую и т.д.). Слабость пространственного восприятия ведет к тому, что буквенные элементы перемешиваются, а ребенок постоянно путает их расположение, образ буквы не закрепляется.

Неудовлетворительная сформированность зрительной памяти

Чтобы запомнить букву, недостаточно мозгового анализа ее конфигурации и пространственного расположения элементов. Мозгу необходимо еще и усвоить, запомнить данную информацию, чтобы не проводить ее анализ снова и снова.

Восприятие буквы в норме происходит автоматически, так как ранее данный образ воспринимался многократно и был сохранен в долгосрочной памяти.

Но, если зрительная память плохо развита, то какие бы усилия мы с ребенком не прикладывали, он запомнить букву не сможет или делать это будет очень долго.

Выходит, что для успешного запоминания буквы необходимы все перечисленные процессы, связанные со зрительной переработкой информации.

Дефицит нейродинамических мозговых процессов

Дефицит нейродинамики в себя включает недостаточность объема и концентрации внимания, низкий уровень активности мозга и быструю истощаемость. Данные фоновые процессы помогают осуществляться когнитивным функциям человека. Для выполнения каких-либо задач, наш мозг должен пребывать в состоянии включенности и активности.

Когда указанные процессы вялотекущие, малышу сложно сосредоточить внимание на какой-то задаче и проанализировать ее, выполняя действия для получения результата. Отражаться это может и в запоминании букв: на занятиях ребенок витает в облаках либо не может длительно удерживать внимание. Итогом становится то, что кроха плохо запоминает информацию.

Чем помочь такому ребенку?

Сразу успокоим, не все так страшно, правильное воздействие на причины сложностей позволит исправить ситуацию. Однако следует понимать, что если малыш плохо запоминает буквы, то обычное заучивание эффективным не будет. Необходимо развивать функции, лежащие в фундаменте процесса.

Развиваем тактильный образ буквы

Успех, как чтения, так и письма в дальнейшем зависит во многом от того, как был закреплен образ буквы. Тут следует выделить два немаловажных этапа в усвоении буквы: ее представление и восприятие. Дело в том, что для восприятия важно чувствовать букву непосредственно руками, а представление основывается на фоне чувственного опыта и не нуждается в ощущении буквы. Специалисты советуют задержаться подольше на стадии буквенного восприятия.

  • Для знакомства с графемой буквы, ищем для нее ассоциативные образы (например, «г» - гусь с изогнутой шеей, «ё» - ежик с иголками и т.д.);
  • Вырезаем буквы из бумаги;
  • Лепим буквы из пластилина;
  • Делаем из проволоки;
  • Рисуем мелками, пальцем на манной крупе или песке;
  • Обводим буквы по контуру;
  • Рисуем толстой кистью на бумаге;
  • Складываем буквы из счетных палочек, из гороха или фасоли;
  • Водим пальчиком по шершавой букве;
  • Приготовьте печенье в форме букв;
  • Достраиваем буквы из элементов до целых (особенно сложно поддающиеся запоминанию);
  • Рисуем буквы в воздухе;
  • Превращаем одну букву в другую, передвигая элементы;
  • Угадываем буквы, нарисованные в воздухе, на спине, на руке;
  • Ищем буквы повсюду вокруг (в магазине, на улице и т.п.);
  • Ищем на ощупь в мешочке требуемую букву среди прочих пластмассовых букв;
  • Рисуем букву на асфальте, на большом бумажном листе или скотчем на полу и проходим по ней ногами.

Более старшим дошкольникам, а также младшим школьникам предлагаем задания из слов и текстов:

  • Находим и выделяем изучаемую графему в ряде прочих графем в ряду слитно написанных букв, в слогах, словах, а также предложениях и текстах;
  • Играем в «Лото» с буквами;
  • В ряду элементов букв, которые написаны раздельно, обводим те, из которых состоит прорабатываемая буква (либо графема, которую ребенок путает);
  • Вписываем изучаемую графему маленького размера в большой ее контур.

Развиваем зрительное восприятие

  • Угадываем предмет по описанию (загадываем и описываем реальные предметы, находящиеся в поле зрения ребенка);
  • Ищем предмет на картинке по описанию (зрительная опора);
  • Угадывание предмета без зрительной опоры по описанию (образ сохраненный в памяти);
  • Ищем предмет по его тени (задание «найди тень»);
  • Узнаем предметы, наложенные друг на друга;
  • Ищем изображения по их фрагменту;
  • Опознаем перечеркнутые или незаконченные изображения, дорисовываем их;
  • Составляем изображение предмета из разрезанного рисунка;
  • Играем в игру «Гном и великан» - ребенок должен выбрать для гномика карточки с изображением маленьких предметов, а для великана – больших;
  • Играем в «Найди различия», «Найди ошибку», «Чего не хватает на рисунке?»;
  • Играем в «Лото» - соединяем предмет и фигуру с похожей формой;
  • Играем в «Четвертый лишний» - ищем среди предложенных предметов, цифр и букв самые маленькие, самые большие, самые толстые, тонкие, исключаем предметы по цвету или форме и т.д.

Развиваем зрительную память

  • Показываем ребенку несколько картинок, просим его запомнить и отыскать их среди других;
  • Воспроизводим сложенные из счетных палочек фигуры по памяти;
  • Играем в игру «Что изменилось» - раскладываем перед ребенком несколько картинок или предметов, просим его запомнить их. Далее ребенок закрывает глаза, а вы меняете их местами либо убираете что-то. Просим малыша сказать, что изменилось;
  • Вспоминаем детали сюжетного изображения. Задаем наводящие вопросы: «Что находится посередине? А что нарисовано в этом уголке? А есть ли на картинке елка?».

Развитие функции зрительно-пространственной

  • Воспроизводим фигуры из сложенных палочек;
  • Знакомимся с названиями частей тела: голова, нос, уши, глаза, рот, шея, плечи, кисти, локти, запястье, колени, бедро, ступни, голень;
  • Закрепляем понятия: «низ», «верх», «выше», «ниже», «под», «над», «справа», «слева», «между» с использованием частей тела (Что у тебя ниже локтя? И т.д.). Называем части тела сверху вниз, снизу вверх, все что расположены слева и справа и т.д. Далее можно перейти на закрепление данных понятий в пространстве;
  • Выполняем графические диктанты по клеткам;
  • Ищем «клад» в комнате по нарисованной схеме;
  • Играем в игру «Робот». Ребенок изображает робота, взрослый отдает команды: «Сделай 2 шага вперед», «Сделай прыжок вправо», «Сделай прыжок влево и 3 шага назад».
  • Играем в игру «Муха». Рисуем квадрат (например 5х5), ставим в середину «муху» (пальчик, небольшую игрушку, фишку, пуговицу). По вашей инструкции малыш передвигает ее по клеточкам (вправо, вверх, влево две клеточки, вниз одну и т.д.). Когда муха покинет пределы нарисованного квадрата, ребенок должен тут же хлопнуть в ладоши, иначе она «улетит». Когда данный уровень закреплен, переходим на следующий (без пальчика или фишки, ребенок следит за «мухой» глазами), а далее представляет движение «мухи» с закрытыми глазами.

Повышаем энергетический тонус

Здесь потребуется соблюдение следующих рекомендаций специалистов:

  • Соблюдение режима дня;
  • Регулярные прогулки, занятие спортом, закаливание;
  • Массаж /самомассаж;
  • Качание на балансире (повышает общий тонус;
  • Ребенку необходимо пить побольше негазированной чистой воды;
  • Регулярное проветривание;
  • Правильное и удобное рабочее место, с учетом роста ребенка;
  • Качество и режим питания (здоровая пища с достаточным объемом витаминов и микроэлементов);
  • Сон не менее девяти – десяти часов в сутки;
  • Игры с правилами и подвижные игры вместо гаджетов.