Какие игры и занятия, развивающие речь, советуют логопеды

На самом деле игр, которые помогают развивать речь малыша очень и очень много, сегодня мы обратим ваше внимание лишь на несколько из них.

Развивать речевые навыки эффективнее в свободном общении с крохой, в творческих играх. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не осознает и не замечает того, что он обучается. Хотя, конечно же, ему приходится сталкиваться со сложностями при решении поставленных задач в игровой форме. Так легко можно включить в игре или упражнении всегда обучающие задачи. Решение таких задач для каждого ребенка является важным фактором личного успеха.

Важнейшим средством воспитания маленьких детей является художественное слово. Когда малышу регулярно рассказывают сказки, читают рассказы у него развиваются необходимые навыки слушания произведения.

Рассказывая либо читая ребенку, необходимо следить, чтобы кроха сидел спокойно и внимательно слушал, чтобы он не отвлекался и не занимался чем-то посторонним. Абсолютно неправильным подходом является чтение ребенку во время еды. Стоит понимать, что повторение для ребенка уже слышанных ранее им произведений, доставляет ему радость.

Дети особенно любят сказки. Рассказывая сказку, вы можете сопровождать это показом игрушек. Прочитав ребенку сказку, рассматривайте с ним иллюстрации, и можно ребенка попросить по иллюстрациям воспроизвести любые эпизоды из сказок.

Важно стараться уделять больше внимания вашему малышу. Побуждайте своими беседами, разговорами, играми с детьми и наблюдениями ребенка к развитию его активной речи. Мы предлагаем вам несколько игр, которые станут помощниками для вашего ребенка в интересной дружбе со словом, в обучении рассказывать и подбирать интересные слова, а, значит, помогут сделать речь вашего малыша разнообразнее и богаче.

«Слова – мячи»

Взрослый играет в паре с ребенком. Взрослый ребенку бросает мячик и одновременно с этим произносит слово, например, «мягкий». Малыш должен бросить мяч обратно и ответить словом, имеющим противоположное значение «твердый». Далее игроки меняются между собой ролями. В этот раз уже ребенок произносит слово первым, а взрослому необходимо подобрать к нему «противоположное» слово.

«Волшебная цепочка»

Игру проводят в кругу. Первый игрок называет какое-то слово, к примеру, «яблоко», и спрашивает у стоящего рядом игрока, что ему представляется, когда он слышит данное слово? Далее кто-то из играющих отвечает, например, "дерево". Следующий игрок, обратив внимание на слово "дерево", должен подобрать новое слово, подходящее по смыслу, к примеру, "лист" и т. п. Что же может получиться? Яблоко – дерево – лист – гусеница – лето – солнце – жара и т.д.

«Подбери слово»

Предлагаем ребенку подобрать к любому объекту, предмету или явлению слова, которые обозначают признаки. К примеру: Лето какое? (Жаркое, солнечное, знойное). Мяч какой? (Круглый, желтый, легкий).

«Кто внимательней?»

Можно предложить малышу посоревноваться с вами на внимательность. Называем предмет, встреченный на пути, и параллельно выделяем для этого предмета отличительный признак. К примеру: «Я увидел грузовик, он большой» или «Я увидела дом, она высокий» и т.п. Можно также предложить усложненное задание: посоревноваться в поиске признаков одного и того же предмета. Тот, кто смог назвать больше слов - выиграл. Подобные упражнения помогают научить ребенка согласовывать существительные с прилагательными.

«Антонимы для загадок»

Перед началом игры нужно договориться о теме, которая станет основой для загадок. Далее взрослый загадывает малышу загадку, где все говорится - наоборот. К примеру, тема «животные». Ведущий говорит: «Обитает на суше (значит, в воде); длинная шерсть (значит, шерсти нет совсем); не умеет плавать (значит, отлично плавает); и т.д. Кто это? Например, дельфин.

Еще несколько упражнений для развития речи...