Эмоциональные проблемы гиперактивного ребенка

Не секрет, что из-за своих некоторых особенностей ребятишки с СДВГ довольно часто «пробуждают» в окружающих множество негативных эмоций. Примерно 40 % детей, при этом начинают демонстрировать, своего рода, протестное поведение, которое обычно формируется как раз из-за того, что ни родители, ни педагоги не знают, каким образом эффективно выстраивать коммуникацию с гиперактивными детьми. Проявления СДВГ, в буквальном смысле, усугубляются из-за окружающей социальной среды!

У ребенка с СДВГ объективно присутствуют следующие сложности:

  • Неумение планировать, ребенок часто может не понимать вероятных последствий своих действий;
  • Ребенок импульсивен и очень плохо себя контролирует;
  • Такой ребенок рассеян, не собран, теряет вещи, но при этом вполне может отлично концентрироваться на деятельности, интересной ему;
  • Находится в постоянном движении, крутится, ерзает;
  • Ребенок очень плохо переносит деятельность монотонного характера.

У его эмоциональной сферы также присутствует своя специфика (это очень важно учитывать!):

  • У ребенка нет навыков действия по правилам;
  • Он очень плохо разбирается в своих эмоциях (воспринимает их «глобально», без «сортировки»), сложности с контролем над гневом;
  • Трудности с фрустрацией (ограничениями), не умеет проигрывать и ждать;
  • Не чувствует границ психически и физически;
  • Зачастую не понимает «в целом» общую ситуацию, перспективу;
  • Не понимает чужой точки зрения, не может «поставить себя на место другого»;
  • Имеет низкую способность к самоанализу;
  • У таких детей внутренняя мотивация формируется очень медленно (внешняя преобладает, желательно, чтобы был маленький интервал получения награды);
  • Возникают сложности с развитием ответственности (к примеру, если обычный ребенок допускает ошибку и получает негативные последствия, то в следующий раз этот опыт им будет учтен; а ребенок с СДВГ в большинстве случаев ошибку повторит);

Во взаимодействии с подобным ребенком требуются специфические навыки и знания, так как все перечисленные выше особенности и являются, как раз тем «слабым звеном», которое нуждается в целенаправленной работе! Взрослым самим следует обладать хорошо сформированными границами и способностями к самоорганизации, и, кроме этого, большим объемом ресурса для помощи такому малышу.

Довольно часто родители, а также педагоги допускают нижеперечисленные ошибки, ведущие к обострению ситуации:

  • «Давят на больное» (к примеру, заостряется внимание на неудачах ребенка), из-за этого у ребенка складывается самоощущение, что он «плохой», и пропадает желание пробовать сделать что-либо снова. Очень жаль, но иногда доходит даже до травли и унижения.
  • «Выключают» эмпатию и теплоту в общении, которые так необходимы ребенку (такое часто происходит из-за недостатка ресурса у выгорающих родителей).
  • Проявление непоследовательности, дезорганизующей и путающей ребенка. К примеру, сначала какую-то деятельность разрешают, а далее в других ситуациях за нее же наказывают. Так, например, сегодня играть в планшет можно, завтра же нельзя (ведь это вредно), а потом опять можно, так как «маме нужно отдохнуть».
  • Строгое наказание. Однозначно, ребенку с СДВГ необходима структура, для этого требуется четкая систематика правил, в которой последствия не должны унижать ребенка как личность (исключается эмоциональное или физическое насилие). Также важно, при этом, чтобы ребенок мог самостоятельно отследить момент, в котором он нарушил договоренность или правило, уже в процессе. Если он что-то сделал, а сам не понял каким образом (при этом не получая обратной связи), и получил за это порцию негатива – пользы это не принесет.

Последствиями неправильного взаимодействия с гиперактивными детьми могут быть:

  • Нарушение самооценки. Ребенок с СДВГ часто фантазирует о том, каким «крутыми» желает быть, но достичь этого не может, так как не способен последовательно планировать и действовать, по этой причине находится на, своего рода, «качелях» самооценки, то «Я крутой», то «я неудачник».
  • Снижение мотивации, отказ от деятельности (по той причине, что ребенок ощущает себя не успешным, а также не видит, как это можно изменить);
  • Может появиться агрессивность;
  • Может развиться склонность к вранью;
  • Повышенная тревожность;
  • Развитие и укрепление нежелательных форм поведения, включая асоциальные;
  • Формирование разных зависимостей (включая гаджеты);
  • Социальная дезадаптация.

Все детки уникальны, а, значит и подход к ним нужно подбирать в индивидуальном порядке.

Если вам кажется, что у вашего малыша синдром гиперактивности, не ленитесь проконсультироваться с детским психологом, это позволит помочь ребенку и уберечь его и себя от лишних нервных потрясений.