Ребенок с ЗПР и обучение – советы родителям

ЗПР, то есть задержка психического некоторое нарушение нормального развития, при нем, если рассматривать тему обучения, малыш, уже достигший школьного возраста, все еще остается в кругу дошкольных интересов. Как понимаете, понятие «задержка» здесь указывает на временный характер отставания - несоответствия возрасту уровня развития.

Но чем раньше будут созданы адекватные условия воспитания и обучения, тем успешнее будет преодолена данная проблема. Отставание в развитии берет свои корни из внутриутробного развития малыша. Частенько задержка психического развития может быть также обусловлена перенесенными инфекционными заболеваниями в младенчестве, сложными соматическими заболеваниями или черепно-мозговыми травмами.

Ряд специалистов выделяют и наследственные факторы ЗПР, среди которых врожденная либо наследственная неполноценность. Она нередко наблюдается у деток с задержками церебрально-органического генеза, с мозговыми дисфункциями минимального характера. Дети с ЗПР в литературе характеризуются неполным развитием восприятия, неспособностью концентрации внимания на значимых признаках объектов. Стоит отметить, что у таких детей память страдает значительнее, нежели логика. У такого ребенка логическое мышление, по сравнению с памятью, может быть более сохранным. Отмечается отставание и в речевом развитии. Несколько снижены представления об окружающем мире. У таких деток отсутствует патологическая инертность в психических процессах. Ребятишки с ЗПР способны не только принимать и применять помощь, но также и переносить усвоенные психологические и умственные навыки в прочие похожие ситуации.

Из-за схематичности игровые действия детей с ЗПР бедны и невыразительны. При помощи взрослого ребенок с задержкой психического развития может выполнять предлагаемые ему интеллектуальные задания на уровне, близком к норме, хотя несколько в замедленном темпе. Следует отметить характерную для таких детей импульсивность действий, недостаточную выраженность ориентировочного этапа и низкую продуктивность деятельности.

Подобные дети характеризуются эмоциональной неустойчивостью, поэтому им сложно привыкать к детскому садику и школе. Как мы уже говорили, ученики с задержкой психического развития используют помощь и способны переносить продемонстрированные способы произведения определенных действий на схожие задания. При условии выполнения педагогами необходимых требований при обучении такого ребенка, он способен изучить довольно сложную учебную информацию, которая рассчитана на учащихся, имеющих нормальное развитие, соответствующей возрастной категории.

Особенности обучения ребенка с ЗПР в большой степени обусловлены тем, как хорошо на подготовительном этапе ученик усваивает учебные навыки. Основными задачами в подготовительном классе является коррекционная работа со специфическими дефектами развития когнитивной деятельности обучающегося, его мыслительных процессов, компенсация недостатков азбучных знаний, а также подготовка к освоению ключевых предметов и формирование умственной активности при изучении учебного материала.

Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению ребенка с ЗПР

  • Важно закреплять изученный материал, так как у ребенка с ЗПР мыслительные процессы отстают в развитии, ослаблена память и произвольное внимание не сформировано.
  • Вместе с ребенком повторяем темы, постепенно приучаем его к самостоятельности.
  • Оказываемая помощь должна иметь разумный, своевременный характер.
  • Следует определиться, кто конкретно из взрослого окружения ученика будет заниматься с ним, к примеру мама или папа, дедушка или бабушка.
  • В режиме дня должно быть закреплено время занятий (примерно 15 – 20 минут). Установленное время занятий будет дисциплинировать ребенка и помогать в усвоении учебного материала.
  • Занятия необходимо иметь занимательный характер, а также учитывать состояние обучающегося (его здоровье и настроение).
  • Выбирая задание следует ознакомиться внимательно с его содержанием, чтобы

убедиться, что и вам, и ребенку будет все понятно.

  • По рекомендации учителя-дефектолога подбираем необходимый дидактический наглядный материал и пособия.
  • Занятия должны носить регулярный характер.
  • Отметим, что закрепление знаний можно проводить и во время прогулок, и во время поездок. Однако некоторые занятия требуют непременной деловой и спокойной обстановки без отвлекающих факторов.
  • Важно, чтобы занятия были непродолжительными и не вызывали пресыщения и утомления.
  • Следует разнообразить методы и формы проведения занятия, чередуйте развивающие речь занятия с заданиями на развитие мышления, памяти, внимания и т.д.
  • Придерживаемся единых требований, предъявляемых ребенку. Будьте с ним терпеливы, но не позволяйте лениться и уклоняться от занятий.
  • Обязательно отмечайте даже малейшие успехи, обучайте ребенка преодолевать сложности.
  • Непременно посещайте с ребенком консультации дефектолога, логопеда и психолога. Своевременно консультируйтесь и лечите ребенка.