Как понять, что у ребенка ЗПРР
Эмоциональная лабильность, нарушения в развитии речи и моторики, проблемы с успеваемостью в школе, нарушения памяти, поведенческой регуляции, а также неустойчивое внимание — вот симптомы, характерные ЗПРР (задержке психоречевого развития). У ребенка может отмечаться частая и беспричинная перемена настроения. Ребенку сложно усваивать новые навыки, он не способен абстрактно мыслить и говорить, производить простые логические действия, применять имеющиеся навыки и знания в повседневной жизни. Страдает воображение ребенка и запоминание, а внимание рассеянно.
Если у ребенка диагностируется ЗРР (задержка речевого развития), все важные психические функции, за исключением речи, сохраняются.
Отставание, составляющее не больше 2-4 месяцев, принято относить к вариантам нормы.
Речь в своем становлении проходит следующие этапы:
В год словарный запас ребенка составляет десять слов, а в полтора годика — пятьдесят слов. Он знает родственников, а также названия бытовых предметов.
В 2 года словарный запас достигает 500–700 слов. К трем годам словарь крохи достигает 1500 единиц.
Навыки ребенка 2-2,5 лет: выполняет просьбы взрослого, составляет и употребляет простые предложения, местоимений и прилагательных.
Сложные предложения включаются в обиход ребенка трех-четырех лет. Кроха интересуется окружающим его миром, общением с ровесниками, приобретает навык пересказывания сказок или коротких историй. Его речевой строй становится четким и связанным.
Ребенку 5-ти лет характерен значительный запас слов, а также соблюдение в речи грамматики родного языка и четкое произношение звуков.
Очень важно следить не присутствует ли симптоматика ЗПРР у вашего ребенка, следите, за тем, нет ли отклонений в развитии его речи. При обнаружении какого-либо нарушения, следует незамедлительно обратиться к врачу-неврологу, а также логопеду-дефектологу.
Причины ЗПРР
Причины, провоцирующие возникновение ЗПРР (задержки психоречевого развития) у ребенка, могут носить социальный и биологический характер. Нарушение в работе двигательных и речевых структур головного мозга приводит к расстройству речевых, интеллектуальных и двигательных функций. У ребенка ЗПРР может развиться из-за следующих причин:
- Генетические предрасположенности.
- Повышенное внутричерепное давление, среди причин которого могут быть перенесенные инфекционные заболевания.
- Сложное течение беременности, родовые травмы, гипоксия, длительный безводный промежуток.
- Чересчур ранний отказ от грудного кормления.
- Черепно-мозговые травмы, эпилепсия, перенесенные в раннем детстве отиты и другие соматические заболевания.
К социальным факторам, влияющим на развитие ЗПРР относятся: отсутствие речевой практики и дефицит общения в момент формирования у ребенка речевых областей головного мозга; авторитарный характер воспитания; гипо- или гиперопека.
Симптомы ЗПРР
Заподозрить возникновение ЗПРР у ребенка можно по следующим признакам:
- Речевое развитие у малыша не соответствует принятым возрастным нормам;
- Скудный словарный запас, ребенок неверно понимает смысл обычных слов;
- Малыш с трудом может выполнить даже элементарные задания по полученной словесной инструкции без применения жестов или зрительной помощи;
- Ребенок не способен концентрировать внимание в процессе игровой деятельности, при чтении ему книг, при просмотре мультфильмов, при прослушивания детских стишков и песенок;
- Ребенок не может играть с ровесниками в игры, которые свойственны его возрасту.
Наиболее внимательно следует отнестись к ситуации, когда малыш отказывается общаться со сверстниками, а также детьми старшего возраста и взрослыми. Вероятные причины данных нарушений могут иметь характер аутистических проявлений либо отклонений психического развития.
Диагностика ЗПРР
В диагностике задержки речевого развития участвуют следующие специалисты:
Неврологи помогают справляться с заболеваниями нервной системы, которые могут лежать в основе дефекта.
Педиатры диагностируют и лечат соматические заболевания, которые могли спровоцировать задержку речи.
Дефектологи с детьми занимаются коррекцией речи, а также развитием высших психических функций. Данные занятия имеют направленность на развитие внимания, речи, памяти, мышления, крупной и мелкой моторики.
Логопеды помогают стимулировать речевое развитие детей, осваивать правильное речевое дыхание, артикулирование звуков, обучают управлять своей речью, освоить лексику, формулировать мысли, высказывания и грамматические формы.
Педагоги-психологи устанавливают диагноз ЗПР у деток дошкольного и младшего школьного возраста, основываясь на специальных тестах.
Как самостоятельно выполнить первичную диагностику проблем с речью у ребенка 3,5-4,5 лет
Помогут наблюдение за ним и проведение нескольких несложных тестов:
Чтобы выяснить, понимает ли малыш значения слов, вы можете произнести названия предметов, расположенных неподалеку, не смотря на них, и предложить ребенку показать их.
Для выяснения понимания ребенком значений прилагательных, можно показать ему два одинаковых предмета различных цветов и спросить: «Где зеленый (кубик)? А где желтый?».
Чтобы узнать, понимание ребенком глаголов, можно показать ему 2–3 изображения, где персонаж (один и тот же) выполняет различные действия. Спрашиваем: «Где (мальчик) идет, сидит, рисует?».
Для выяснения понимания малышом значений предлогов предлагаем ему положить кубик или другой предмет на коробочку, в коробочку, за коробку, перед коробочкой, под коробочку.
Чтобы понять правильно ли ребенок применяет грамматические категории, предлагаем ему назвать слова во множественном числе (например, это нога, а это… ноги), создать уменьшительные формы существительных (у великана руки, а у гномика… ручки), изменить глаголы по родам (кот убежал, а кошка… убежала).
Для определения состояния фразовой речи предложить закончить начатое предложение про объект, изображённый на картинке (девочка… купила в магазине хлеб, мальчик… едет домой на велосипеде).
Коррекция ЗПРР
Как мы уже говорили, ЗППР у ребенка требует совместной работы следующих специалистов: детский невролог, педиатр, психолог, психиатр, логопед, дефектолог. Коррекция ЗПРР у ребенка включает в себя методики развивающие:
- Внимание, мыслительные процессы, память, восприятие;
- Мелкую моторику, эмоциональную сферу, сенсорную интеграцию;
- правильное произношение и построение речи.
Лечение ЗПРР у ребенка начинать важно с раннего дошкольного возраста. В коррекции данного нарушения применяются следующие методики, стимулирующие психическое и речевое развитие:
- стимуляция мыслительных и речевых центров головного мозга при помощи методов, развивающих мелкую и крупную моторику, а также пальчиковой гимнастики;
- гимнастика артикуляционная, тренирующая мышцы речевых органов и постановку звуков у ребенка;
- занятия, расширяющие словарный запас и понятия;
- методики, которые направлены на становление речевого дыхания, дыхательные гимнастики;
- обучение составлению словосочетаний и сложных предложений в форме игры;
- упражнения, которые направлены на развитие памяти, произношения ребенка и расширение его словарного запаса (разучивание стихов и песен).
Обучение и коррекционную работу с детьми, имеющими задержку психоречевого развития, одновременно с преподавателями проводят психологи, логопеды-дефектологи и социальные педагоги. Помощь детям, имеющим подобные нарушения может включать в себя: лекарственную терапию, которая направлена на присутствующие церебрально-органические или соматические патологии; лечебную физкультуры, физиотерапию, массаж, водолечение.
Советы родителям ребенка с ЗПР
- Регулярно посещать медицинские осмотры педиатра, невролога, офтальмолога, ортопеда, оториноларинголога, логопеда.
- Развивайте у крохи понимание речи, применяя несложные инструкции типа «дай кубик», «возьми чашку со стола и отнеси воды маме».
- С ребенком нужно разговаривать, читать, петь, озвучивайте каждое свое действие и окружающие события, старайтесь вызывать малыша на диалог.
- Еще до того, когда малыш заговорит, развивайте его сенсорные умения, обучайте различать предметы по форме, цвету, размеру, развивайте мелкую моторику кистей.
У родителя должно присутствовать безусловное эмоциональное принятие малыша, невзирая на особенности деток с ЗПРР. Только при удовлетворении потребностей в любви, заботе и безопасности развивается эмоциональная близость со всеми членами семьи. Данный фактор приводит к стремлению находиться в обществе других людей, выстраивать доверительные и теплые отношения. Следует уделять внимание не только питанию и здоровью ребенка, но и его настроению, его потребностям, контакту с крохой.
Важно помнить, что отсутствие коррекционных мер способно привести к перерастанию задержки речи в ее общее недоразвитие, следствием чему станет отставание ребенка в развитии и стабильное снижение его интеллекта.
Записаться на консультацию в Ростове-на-Дону вы можете в наш центр: