Связь двигательных проблем и школьных трудностей на примере дислексии
Вам кажется, что дислексия – это проблемы с чтением и письмом? К сожалению, данное нарушение может проявляться в различных системах восприятия. Давайте рассмотрим маркеры, которые специалистам указывают на незрелость отдельных систем и позволяют увидеть сложности малыша более системно и объемно (конечно методика не заменяет полноценную диагностику).
Дислексия часто проявляется следующими симптомами на уровне крупной моторики:
Симптомы |
Затронутые системы (Субкортикальные механизмы) |
Ребенку сложно бежать вприпрыжку, прыгать на одной ноге, кувыркаться вперед |
Последовательность движений (участвует мозжечок) Баланс Интеграция нижней и верхней части тела |
Как данные симптомы отражаются на обучении?
Последовательность движений особенно важна, когда мы пишем, переходя от одного символа к следующему.
За баланс отвечает вестибулярная система, позволяющая поддерживать определенную позу в процессе занятий, а также контролировать эмоциональный фон и ощущать себя относительно поверхности, на которой человек находится. Человеку необходимо поддерживать позу, дабы не отвлекаться от чего-то и не растрачивать силы на удержание тела в балансе.
Симптомы |
Затронутые системы (Субкортикальные механизмы) |
Неловкая игра с мячом (ловля, броски, удары ногой по мячику) |
Координация глаз-нога, глаз-рука |
При нарушениях в координации ребенку приходится тратить много внимания и сил на то, чтобы использовать инструменты (карандаш, ручку, ножницы), он выпадает, таким образом, из учебного процесса. В итоге у него понижаются возможности автоматизации учебных действий.
Симптомы |
Затронутые системы (Субкортикальные механизмы) |
Ребенок неловко поднимается по ступенькам |
Координация верхней-нижней, правой-левой частей тела |
Данный симптом указывает на недостаточную развитость вестибулярной нервной системы ребенка, слабую интеграцию нижней и верхней сторон тела, сохранение тонического лабиринтного рефлекса.
Симптомы |
Затронутые системы (Субкортикальные механизмы) |
Небольшая задержка в основных этапах развития (ползание, ходьба, речь и чтение) |
Нарушение баланса, билатеральной интеграции, осанки |
Ребенок долго не может научиться плавать |
Недостаточная координация правой-левой, нижней-верхней частей тела |
Долго не получается научиться езде на двухколесном велосипеде |
Постуральная, вестибулярная и билатеральная интеграция |
Если вами замечен только один симптом у ребенка, – вероятно, это всего лишь его особенность. Ну, а если малыш не может научиться плавать, ездить на велосипеде, неловко ходит по ступенькам и тому подобное, – есть подозрение, что у него имеется недостаточная зрелость в мозговых структурах.
Дислексия на уровне мелкой моторики проявляется в следующих симптомах:
Симптомы |
Затронутые системы (Субкортикальные механизмы) |
Неловкий, незрелый пинцетный захват |
Затронуты сохраняющиеся рефлексы, которые влияют на ловкость рук |
Сложности при применении инструментов (столовые приборы, ножницы и т.п.) |
Мозжечок, моторная кора, дисдиадохокинезия (нарушение в способности производить чередующиеся движения) |
Ребенок с трудом застегивает пуговицы, завязывает шнурки и т.д. |
Затронуто чувство направления (вестибулярная система, интеграция правой-левой стороны |
Когда установлен диагноз дислексия, видна ее физическая симптоматика, есть возможность с ними поработать и можно ожидать, что выраженность т симптомы дислексии будут снижаться.
Если у ребёнка не установлен диагноз дислексия, но присутствует симптоматика, то специальные упражнения и игры помогут в преодолении некоторых сложностей в обучении.
Кроме физической симптоматики, дислексия также вызывает сложности с определением направления:
Симптомы |
Системы / механизмы (лежащие в основе) |
Ориентация в пространстве |
Вестибулярная система |
Различение право/лево, низ/верх, до/после (для ребенка старше восьми лет) |
Вестибулярная система (пространство) |
Раскладывание предметов в заданном порядке |
Вестибулярная система (пространство) |
Сложности понимания времени по аналоговым часам (для ребенка старше семи лет) |
Вестибулярная система (пространство) |
Следование инструкции или в заданном направлении |
Программа действий (мозжечок), аудиальная обработка, направление (вестибулярная система) |
Часто, в связи с дислексией проявляются речевые, а также языковые проблемы:
Симптомы |
Системы / механизмы (лежащие в основе) |
Неправильное произношение |
Артикуляционные и аудиальные трудности |
Ребенок переставляет буквы, слова, цифры |
Аудиальное распознавание, программа действий (мозжечок), вестибулярная система (направление), латеральная организация |
Сложности с подбором слов |
Визуальная система либо аудиальное распознавание, а также запоминание и межполушарное взаимодействие |
Заменяет / путает слова |
Аудиальные сложности и визуальные (при чтении) |
Плохо вспоминает слова, плохо запоминает новые слова |
Поиск и кодирование, работающие на уровне некоторых сенсорных систем |
Сложности при выполнении последовательных действий:
Симптомы |
Системы / механизмы (лежащие в основе) |
Трудности в заучивании |
Межполушарное взаимодействие, мозжечок |
Сложности в настольных играх, требующих планирования нескольких действий |
Процессуальные (мозжечок), пространственные (вестибулярная система), процедурная память, перспективное планирование (лобные доли) |
Трудности визуальные:
Симптомы |
Системы / механизмы (лежащие в основе) |
Переставление букв, слов, цифр |
Задержка аудиального развития, латеральность, направление (вестибулярная система), система визуальная (нестабильность в поддерживающих постуральных механизмов) |
Ребенок плохо запоминает образ слова |
Визуальная обработка (правое полушарие мозга) |
Зеркальное письмо |
Направление (вестибулярная система) |
Сложности в запоминании детальных особенностей слов |
Фонологическая обработка, левое полушарие |
Трудности визуального слежения |
Недостаточная зрелость в постуральных механизмах, поддерживающих окуломоторные функции |
Синдром скотопической чувствительности |
Незрелость реакции на свет зрительной системы (определенные цветовые сочетания вызывают у ребенка трудности) |
Приходим к выводу – то что ранее считалось несформированным навыком, которому нужно просто научить, расположено в областях возможности либо невозможности на нейрофизиологических уровнях ребенка.
Симптомы аудиальные:
Симптомы |
Системы / механизмы (лежащие в основе) |
Сложно прохлопать или протопать ритм |
Вестибулярная система |
Трудно повторить ритм |
Мозжечок (последовательность действий), Правое полушарие (ритм языка) |
Ребенок путает либо не слышит разницу между разными звуками |
Аудиальные нарушения, связанные с частыми инфекциями горла, носа, ушей в возрасте от трех до пяти лет |
Сложности обработки аудиальной информации |
Асимметрия в латеральной обработке аудио-информации |
Сложности в последовательности действий по инструкции |
Кратковременная память, мозжечок, задержка аудиального развития (асимметричность в латеральной обработке аудиальной информации) |
На уровне нейрофизиологии имеются системы, участвующие при формировании психоэмоционального статуса и отвечающие за фобические расстройства:
Симптомы |
Системы / механизмы (лежащие в основе) |
Боязнь новых мест, высоты, темноты |
Сложности ориентации в отсутствии визуального ориентира (вестибулярная система и проприоцептивная) |
Избегание / боязнь двигательной активности |
Неудовлетворительно развитые координационные возможности или возможности постурального контроля |
Частая смена настроения |
Подавленное состояние, проявления тревожности, проблемы с ориентацией, гормональные и биохимические возможности |
Склонность к проявлениям обсессивно-компульсивного характера |
Повышенный метаболизм глюкозы во фронтальных долях, нарастание метаболической активности в глазничной левой извилины, дефицит доступности нейротрансмиттера серотонина |
Симптомы психосоматические:
Симптомы |
Системы / механизмы (лежащие в основе) |
Головокружения |
Низкое давление, визуальная, вестибулярная системы |
Головные боли |
Смещение позвонков, визуальный стресс |
Энурез |
Неврологическая незрелость, сохраняющийся рефлекс Галанта, частые инфекции горла, носа, ушей |
Укачивание в транспорте |
Вестибулярно-окулярно-проприцептивное рассогласовывание |
Генерализованная тревожность |
Вестибулярная дисфункция, дисфункция постурального контроля из-за гравитационной неуверенности, сложностей с пространственной ориентацией, сложностей прецепции и сложностей идентификации стимулов окружающей среды |
Важное примечание: не стоит додумывать проблему. Важно увидеть в повседневной жизни ребенка определенные маркеры, указывающие на незрелость отдельных систем. С помощью нейрофизиологических упражнений и игр многое можно доразвить.
Множество умений и трудностей заложено именно на нейрофизиологическом уровне. Когда специалист распознает эти особенности, он подбирает определенные комплексы упражнений, это поможет ребенку легче и лучше учиться, чувствовать себя увереннее и спокойнее.