Как доступно и правильно рассказать ребенку о личных границах

Еще лет 20-30 назад в нашем государстве такое понятие, как личные психологические границы было чем-то абстрактным, ведь вся наша жизнь была на виду у общественного мнения, а жили многие в коммунальных квартирах. Но сегодня мы вполне осознаем свои «личные границы» и они помогают сохранять не только наше личностное и психологическое здоровье, но и часто становятся залогом физической безопасности.

По этой причине особенно важно рассказать ребенку о его личных границах и личных границах окружающих его людей. Вопрос, как это сделать правильно, ведь часто мы не можем внятно для себя сформулировать, чем именно является «личное пространство», пока мы это понимаем лишь на интуитивном уровне, на опыте личных ощущений: о нарушении личных границ нам сообщают – раздражение, внутренний дискомфорт и прочие неприятные ощущения. Так как же рассказать об этом ребенку? Здесь нам поможет довольно простая схема, которую используют педагоги с детьми 5-10 лет.

Ниже мы приводим пояснения, которые будут понятны ребенку пяти – семи лет:

Круг «Я». Это самый главный и первый круг. Это ты, твоя душа, твое тело, твоя личность и твои чувства. Помни, твое тело принадлежит лишь тебе и только тебе решать, кому можно до тебя дотрагиваться и кто может находиться близко к тебе. Никому нельзя делать этого без разрешения, если это не приятно тебе, даже близкий человек – тебе не нужно стесняться говорить об этом, ты можешь сказать: «нет», «стоп»! Никто не может запрещать тебе чувствовать то, что чувствуешь ты, также ты не обязан рассказывать кому-то о своих чувствах, если ты не хочешь этого. Никто не имеет права угрожать тебе или бить тебя, никому не позволено кричать на тебя или оскорблять, причинять тебе боль и обижать. Если такое происходит, необходимо рассказать об этом людям, которым ты доверяешь.

Но нужно помнить, что не только у тебя есть личное пространство! У других людей – оно тоже есть и нарушать личные границы любого человека, также нельзя без его разрешения.

Круг «Семья». В него входят: папа, мама, сестра, брат, дедушка, бабушка и пр. – люди, живущие в одном доме с тобой, те кого ты уважаешь, любишь и кому доверяешь. Еще раз вспомним, что даже человек, которого мы уважаем и любим, не может нарушать границ твоего «Круга Я», в случае если тебе это не приятно или не хочется. Но и тебе необходимо понимать, что у каждого близкого человека имеется такой же «Круг Я», допускать в который других он может, только если ему хочется этого. Например, мама или папа могут хотеть отдохнуть и побыть одни – это не потому, что они не любят тебя, а потому, что им также очень важно иногда бывать в своем «Кругу Я» и следует уважать эту потребность.

Круг «Друзья». В этот круг включены люди, не живущие вместе с тобой, но это люди, с которыми тебе нравится проводить вместе время, общаться, бывающие в вашем доме, в чьих домах бываешь ты. Друзья в жизни очень важны, ведь с ними можно отдыхать, играть, веселиться и секретничать. Дружба всегда основывается на доверии и уважении. Если же ты заметил, что тот, кого ты считаешь своим другом любит унижать тебя и смеяться над тобой – это плохой друг. Помни, дружба никому не дает права над тобой смеяться. С друзьями можно обниматься, если никто из участников не против. Следует понимать, что в садике и школе много детей и далеко не все с тобой могут вести себя, как друзья.

Здесь с ребенком стоит обсудить конкретные примеры ваших друзей, а также некоторые примеры друзей его — какие именно дружеские проявления приняты в ваших «Кругах Друзья», что с друзьями вы делаете, как проявляется ваше к ним хорошее отношение, и как они ведут себя с вами.

Круг «Знакомые». Это люди, не совсем друзья, но которых мы знаем – где-то виделись раньше либо кто-то познакомил нас. Это может быть кто-то из школы или с работы, мы знаем, как их зовут, но мало знаем о них, не знаем какой он человек. Мы, при встрече, вежливо здороваемся, можем остановиться поболтать ненадолго, но в свое личное пространство данных людей не впускаем. Мы не рассказываем им подробности из нашей жизни и не узнаем подробности из их жизни, разговариваем с ними о не слишком личных, общих вещах.

Тут нужно обсудить некоторые примеры общих знакомых, а также дистанцию в отношениях с ними, принятую в вашей семье. Важно сказать, что даже если ты в курсе, как человека зовут, это не означает, что можешь садиться к нему в машину или идти к нему домой, без разрешения мамы или папы, если он тебе это предлагает. Если нечто подобное происходит — сначала нужно позвонить папе или маме и посоветоваться, как поступить в этом случае.

Круг «Профессиональная помощь». К этому кругу мы относим: воспитателей в детском садике, учителей, врачей, продавцов в магазинах, пожарных, полицейских – всех, чья работа помогает людям в определенных ситуациях. Их можно легко отличить от остальных людей: специальная одежда, удостоверение и т.п.

Обсудите с ребенком, кого конкретно и в каких ситуациях он может попросить о помощи, как именно это сделать — как вызвать врача, позвонить в полицию, как на улице обратиться к полицейскому за помощью и т.д.

Круг «Незнакомцы». К нему относятся люди, которых мы совсем не знаем – ни их имени, ни кто они такие. Помни, даже если такой человек говорит, что знает тебя и твоих родителей – для тебя он незнакомец, если ты никогда его не встречал или пару раз видел где-то.

Важно понимать, что «Незнакомец» - не обязательно «злой или плохой» человек, но все равно нельзя ему доверять, нельзя ему что-либо рассказывать о себе, своей семье, друзьях, доме. Даже, если незнакомый человек представляется тебе врачом или сотрудником полиции – в таком случае, он должен разговаривать не с тобой, а со взрослыми. Ты отвечать на его вопросы не должен. Даже если «незнакомец» тебе понравился, тебе нельзя идти с ним куда-либо, нельзя садится в его машину. Нельзя идти с ним в парк аттракционов или запускать его к себе домой, даже когда этот «незнакомец» просит у тебя помощи – взрослые люди не должны у детей просить помощи. Единственное, что тебе нужно сделать – сразу же позвонить родителям.

Обсуждая данный пункт, необходимо оговорить все вероятные ситуации, которые можно представить, так как ребенок мыслит исключительно в рамках предложенных ситуаций, а вот в ситуации, которую вы с ним не оговаривали, могут согласиться пойти с чужой тетей или дядей, забыв о вашей беседе – раз вы с ним не говорили о такой ситуации, следовательно – все в порядке.

К примеру, у людей ограбили квартиру, люди, подошедшие на улице к ребенку и предложившие показать ему белочку, если тот их пригласит к себе в гости. И все только потому, что родители проговорили с малышом только возможные ситуации с котятами и щенками и не предупредили про белочку…

Нельзя жалеть на это время — данный разговор может однажды спасти жизнь вашему ребенку, а также значительно улучшить его качество жизни. Не ленитесь повторить хоть сто раз: «Если тебе некомфортно, плохо или что-то не нравится, ты должен сказать «Стоп», «Нет» не нужно бояться это сделать! Если тебе показалось, что кто-то себя ведет неправильно, обижает других либо говорит тебе и другим нехорошие вещи — ты должен об этом рассказать кому-то из близких тебе людей, тому - кому ты больше всего доверяешь» (следует вернуться к обсуждению нашего круга «Семья»). Подчеркните несколько раз, и что ребенок тоже не имеет права без разрешения нарушать чужие границы: без спроса брать чужие вещи, трогать кого-то, кто этого не желает, приставать к человеку, который хочет побыть один и т.п.

Многократно повторяем, что ребенок не должен сам искать решение – ему нужно обратиться за помощью к тому, кто сможет помочь из кругов «Семья» или «Профессиональная помощь». Говорим ребенку: «Если с первого раза тебя не поняли, ты можешь это столько раз повторить, сколько потребуется для того, чтобы тебя услышали, и ты всегда можешь попросить помощи у других, чтобы они защитили тебя и помогли тебе».

Пусть у вас и ваших детей будет все хорошо!