Как «уроки подражания» влияют на начало речи

Ближе к концу 1-го года жизни малыш начинает произносить свои первые осмысленные слова. Бурю эмоций и радости у матери вызывает обращенное к ней простое слово «мама»! Однако прежде, чем кроха окажется способным произнести его, причем произнести не "случайно", ему необходимо пройти большой серьезный путь - и пройти его с помощью своих родителей.

Именно в первые шесть месяцев жизни, когда общение между взрослым и ребенком практически полностью остается чисто эмоциональным и закладываются основы его будущей речи, того самого будущего общения с использованием осмысленно понимаемых и произносимых слов.

Помните, очень важно разговаривать с ребенком, когда вы его кормите, купаете, перепеленываете, укладываете спать и т.д. Это помогает создавать ласковый и радостный эмоциональный тон при общении с крохой, этот он улавливает и отвечает на него. Однако не только по этой причине – еще не умея произносить звуки и, конечно, ничего не понимая из приговариваемого вами, малыш прислушивается к произносимой вами речи, он начинает ощущать, что это обращаются к нему, в нем возникает желание ответить. Поэтому абсолютно не правы родители, не придающие значения раннему общению с грудничком, не верящие в то, что малыш способен их понять.

Уже примерно в два-три месяца ребенок начинает "разговаривать" в моменты спокойствия (до этих пор он только кричал, если был озабочен чем-то). Да, пока это просто неясное бормотание, в котором слышатся нечеткие звуки – как правило, гортанные и отрывистые: аа, кхы, га, ги. Далее, приблизительно с 4-х месяцев, эти звуки превращаются в более протяжные: а-а, а-бу, о-о, а-ги, а-га. Это говорит о том, что малыш вступает в стадию, называемую гулением.

По прошествии некоторого времени вы заметите, что младенец способен и на то, что несколько образно можно определить как лепет. Кроха начинает выговаривать отдельные сочетания звуков, повторяя их: га-га-га, ма-ма-ма, па-па-па, ка-ка-ка и т.д.

Следует поддержать и постараться развить данное звуковое умение ребенка. Конечно, вы еще не можете обучить его подражанию тех звуков, которые имеются во взрослой речи, однако вам под силу научить кроху повторять за вами звуки, которые он сам может произносить (как раз поэтому так важно вам научиться слышать лепет малыша!). "Па-па-па", - лепечет кроха. Взрослый может подхватить эти слоги. После некоторой паузы он снова слышит их из уст крохи. "Игра-перекличка" очень полезна для развития навыка подражания, речевого слуха и произношения.

Отметим, что лучшее время для данной игры - примерно через час после того, как ребенок проснулся. Обязательное условие - хорошее настроение малыша. Также следует учитывать следующее обстоятельство: при произнесении звука, когда вы стремитесь вызвать его повторение у малыша, ребенку нужно хорошо видеть лицо произносящего. Ведь кроха не только вас слушает, он также смотрит на ваш рот и следит, за движениями ваших губ.

Начинать следует с простого. Сначала малыш за взрослым произносит отдельные звуки: у-у-у, а-а-а. Данные и другие звуки необходимо чередовать, чтобы ребенок учился "переключению" движения речевых органов. Далее наступает очередь подражания отдельным слогам, их повторениям и комбинациям.

Не нужно перегружать свою речь в процессе "уроков подражания" ("Коленька, скажи а-а-а..."). Дело в том, что лишние слова только затеняют звук, повторения которого вы желаете добиться.

Помните, что на первых этапах крохе сложно будет за вами повторять звуки или слоги, причем даже те, которые сам он правильно и легко произносит. Но к 10 месяцам умение подражать совершенствуется, и ребенок будет повторять за вами даже те звукосочетания, которых ранее не было в его лепете. Данная способность и станет фундаментом намеренного подражания как целым словам, так и выражениям, которые кроха будет позже заимствовать из речевого потока взрослых.

Возможно ли, что лепет самостоятельно превратиться в речь? Нет. Малыш сам не способен составлять из «лепетных» слогов слова, ребенок самостоятельно не составляет слова, обозначающие близких людей (папа, мама, баба, дядя и т.д.). Взрослые составляют слова из сочетаний, произносимых ребенком, и обучают произносить их его, называть ими папу, маму, бабушку.

Помните, "естественных" слов, которые рождаются у малыша в независимости от того, обучат его таким словам или нет - просто не существует!

Конечно, это не говорит о том, что ребенок не принимает участия в создании своих первых настоящих слов. Его роль заключена в том, что кроха предоставляет взрослым - "строительный" материал. У ребенка богат запас звуков, среди им произносимых звуков присутствуют те, которые имеют сходство со звуками языка, того на котором общаются окружающие его люди, который и станет родным языком. Имеются и звуки, мало похожие, а также совсем непохожие.

Взрослым, при построении первых слов малыша, необходимо брать из лепета лишь то, что включено в языковой звуковой состав. Причем, зачастую, они делают это абсолютно бессознательно, просто не распознавая оригинальных звуков лепета в их многообразии. Их взрослый развитый речевой слух, вполне сложившийся и сформировавшийся с учетом звуковых норм родного языка, подравнивает и прилаживает данные звуки к имеющимся в их, родном, взрослом языке.

При обучении ребенка речи, мы ему возвращаем заимствованные из его лепета и гуления звуки/звукосочетания, можно сказать, в переработанном, дополненном и в чем-то сокращенном варианте. Когда кроха слушает взрослого и ему подражает, он не просто повторяет свой лепет в его первозданном виде, понемногу он усваивает верное произнесение звуков, их сочетаний и слов.