Памятка для родителей малышей с расстройством аутического спектра

Безусловно, диагноз «аутизм» является огромным ударом для родителей. Однако важно помнить - существует большая вероятность, что подобный малыш сможет полностью адаптироваться к социуму (при условии сохранности интеллекта у ребенка). Большинство деток, прошедших реабилитацию, далее живут полноценной жизнью.

Следует отметить, что для достижения таких результатов, ребенку с РАС требуются занятия со специалистами по коррекции (психолог, нейропсихолог и т.д.), а родители необходимо дома прикладывать максимум усилий. Главное, что нужно понять - нельзя замыкаться вокруг своего крохи, не следует избегать путешествий с ребенком, друзей, то есть не превращаться в аутичную семью.

Малышу необходимо активное введение в социум. Кроме этого, давайте помнить, что следует ставить реальные задачи. Конечно, любой родитель желает, чтобы его ребенок-аутист ходил в обычную школу, однако перед собой нужно ставить цели на ближайшее будущее. И если вам сейчас необходимо, чтобы кроха ходил на горшок или ел сам — значит заниматься нужно именно этим, а, конечно, запаситесь терпением. Нужно принять, что подобному ребенку необычайно трудно жить в нашем с вами мире и ему требуется намного больше внимания, нежели обычному малышу.

Показываем разницу

К примеру, в песочнице, показываем, что сухой песок совсем не лепится, а вот из мокрого – отлично получаются куличики.

Сохраняем последовательность

Если специалист по коррекции установил для малыша определенные правила, их необходимо четко придерживаться и дома. К примеру, чтобы остановить ребенка, возьмите его за руку или хлопните в ладоши. Данной тактики должны придерживаться все члены семьи.

Учимся отказывать

Необходимо приучать ребенка к словам «нельзя» и «нет». В противном случае, малыш не будет понимать, что некоторые из его поступков могут причинять боль – будет бить маму, толкать деток на площадке и т. д.

Учим подражанию

У аутистов, к сожалению, нарушен элемент подражания, по этой причине им трудно играть в куклы, играть в воображаемое чаепитие, делать фигурки из песка и мириться с тем, что в песочнице, кроме них, есть другие дети. Однако гулять с ребенком-аутистом отдельно – грубая ошибка. Необходимо медленно, но уверенно обучать его навыкам подражания. Для примера снова вспомним пасочки из песка, уделяем каждому из этапов день-два. Сегодня – набираете с малышом песок в формочку (а не бросаемся им в другого ребенка), завтра – переворачиваете ее и так далее.

Занимаемся спортом

Знаете ли вы, что лечебная физкультура не только помогает развивать координацию движений, но и способствует развитию мозга. В домашних условиях вы можете с ребенком практиковать различные прыжки: прыгаем на одной ножке, спрыгиваем с бровки, используем скакалку. Кроме этого, можно приседать, кружиться, лазать по лесенкам и т.п. Это не только укрепит здоровье, но и даст понимание таких понятий, как верх-низ, право -лево.

Соблюдаем ритуалы

К примеру, приучая кроху к горшку, следует высаживать его регулярно в определенное время, далее вместе с ним выливать в унитаз содержимое, мыть ручки, вытирать их его личным полотенцем. Также много раз проигрывайте каждую игру, сопровождая каждое из действий комментариями, это поможет ребенку понять правила, а игра должна превратиться в ритуал.

Играем в контактные игры

Такие простые и, казалось бы, примитивные игры, как «Ладушки», «Зайчик», «Ку-ку», «зайчик» – помогают в развитии тактильных навыков.

Не балуйте ребенка!

Помните, ребенок-аутист великолепный манипулятор, но вседозволенность - серьезная помеха для его развития. По этой причине постарайтесь за него не выполнять всю работу.