Советы психологов родителям по воспитанию детей, имеющих проблемы в обучении

Скоро 1 сентября и многие родители, кто-то впервые, а кто-то снова столкнутся с проблемами ребенка в обучении. Давайте посмотрим, что же рекомендуют психологи в данном вопросе.

Сложности при обучении «подстерегают» почти каждого ребенка, однако один ученик их легко преодолевает, другой же мучается сам, а также доставляет немало хлопот, как родителям, так и учителям. Так что же мешает нам самим помочь малышу преодолеть эти трудности? Проблема не только, например, в сложностях письма, фактически мешающих учиться ребенку, но и в им сопутствующих регулярных конфликтах между учеником и учителем, между родителями и ребенком, в формировании у малыша чувства неполноценности, а также неудовлетворенности в своих силах и себе. Самое печальное то, что недовольство учителей и родителей, а также неудачи отдаляют ребенка от взрослых. А если отсутствует поддержка и реальная помощь от них, малыш окончательно утрачивает веру в себя. При этом переживание собственных неудач многократно усиливается при неверной тактике поведения родителей и педагогов. К сожалению, взрослые, как дома, так и в школе чаще укоряют, ругают, наказывают школьника за неудачи в учебе и гораздо реже оказывают ему реальную помощь. Выбранная тактика наказаний может быть различной, но родители редко понимают, что любое наказание больно ранит. Нам хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые факторы, которые усугубляют школьные трудности и усложняют помощь ребенку.

Одним из подобных факторов является неверная тактика взаимоотношений с учеником:

  • Низкий уровень сплоченности и постоянные разногласия взрослых членов семьи по вопросам воспитания;
  • высокий уровень непоследовательности противоречивости и, даже неадекватности;
  • выраженный уровень ограничений и опеки в каких-либо области жизнедеятельности ребенка;
  • гиперстимуляция возможностей ребенка, связанное с этим частое использование осуждения и угроз.

Негативно воздействуют на малыша, создают стрессовые ситуации, способствуют конфликтам, а, следовательно, усугубляют сложности следующие черты в личностях родителей, и в первую очередь мам:

  • повышенный уровень эмоциональной чувствительности, склонность волноваться и легко расстраиваться;
  • эмоциональная неустойчивость настроения (чаще в сторону его ухудшения) или возбудимость;
  • личностная противоречивость;
  • склонность к беспокойству;
  • желание играть ведущую, значимую роль в отношениях с окружающими;
  • эгоцентризм - фиксированность на своей точке зрения и отсутствие гибкости суждений.

Помните, нервные срывы родителей - окрики, наказания, разного плана лишения абсолютно не помогают формировать уверенность в себе у ребенка. А вот оправдания себе взрослые, как правила, находят намного чаще, чем малышу.

Общение с ребенком должно основываться на умении общаться и взаимном уважении, это относится не только к общению дома, но и в школе. Помнить о взаимном уважении должны обе стороны, а понимание должно быть на первом месте, перед наставлениями и советами. Необходимо научиться ценить и любить самого ребенка, а не его достижения и успехи, какими бы они не были.

Как же устранить страх малыша перед трудностями, которые он считает непреодолимыми, как ему помочь поверить в себя и как обучить работать, не опасаясь неудач?

Вот несколько основных правил:

  • Не стоит спешить ставить оценку сделанного, особенно неудовлетворительную.
  • Если имеется хоть малейший прогресс, обязательно похвалите и подбодрите ребенка, подчеркните его старания. Если похвалить не за что, не ставьте оценок, но непременно подбодрите.
  • Не нужно сравнивать ребенка с приятелями, братьями и сестрами, знакомыми, подчеркивая его удачи либо неудачи, успехи других ребят. Все это всегда травмирует ребенка и обостряет саму ситуацию неудачи. Стоит отметить, что оценка ребенка взрослыми (особенно педагогом) оказывает очень серьезное влияние, как на самоощущение, так и самооценку. От данной оценки во многом также зависит отношение одноклассников к ребенку.
  • Не нужно встречать ребенка, сакраментально вопрошая: «Что ты получил сегодня?» Помните, даже если вы не станете ругать его за неудачу, даже если вы отыщите в себе силы подбодрить его, своего огорчения вы все равно скрыть не сможете.
  • Не докучайте ребенка упреками на тему домашних заданий. Не нужно переоценивать их значимость, особенно в начальных классах, ведь у него снижена работоспособность во 2-ой половине дня, проявляется утомление, и, порой, ему не по силам непрерывная работа дольше 15-20 минут. Если, при этом, вы будете стоять над душой ребенка, отслеживая каждое его движение, это станет еще одним поводом ему поверить в свою собственную беспомощность.
  • Не нужно ограничивать любимые занятия ребенка из-за школьных неудач, нельзя лишать его любимого дела. Запреты желаемого результата не дадут, а, напротив, способны вызвать протестную реакцию, довольно резкую по форме (слезы, грубость, вплоть до угроз). Может возникнуть и такая ситуацию, когда ограничение любимого дела вызывает лишь желание забросить уроки, невзирая на родительское давление, и наказания всякого рода. Наоборот, если имеются неудачи в школе, необходимо дать малышу возможность реализовываться в чем-либо другом, доказать (и прежде всего, самому себе, а после окружающим), что имеется дело, которое ребенок способен сделать хорошо. Если такое дело отсутствует, его нужно искать и непременно найти.

Как мы видим, проблема помощи малышу при сложностях в обучении совсем не проста, однако важно понимать, что почти все эти трудности преодолимы. Нужны лишь желание, терпение и доброта родителей и учителей, а также их совместная работа.