Ребенок раннего возраста - советы нейропсихологов

Сегодня все чаще посещают консультацию нейропсихолога с детками раннего возраста. Многие родители опасаются аутизма и среди самых распространенных жалоб специалисты слышат: «не понимает речь», «не смотрит в глаза», «отсутствует указательный жест». По итогам диагностики, иногда у ребенка действительно отмечается выраженный дефицит в коммуникативных сферах, однако далеко не всегда идет речь об аутизме. В большинстве случаев на минимальные неврологические нарушения у ребенка накладывается также средовое воздействие, что может приводить к задержкам психического и речевого развития. Простыми словами, условия жизни современных семей не всегда могут способствовать здоровому развитию малыша.

Давайте рассмотрим наиболее очевидные и часто встречающиеся ошибки, которые могут иметь негативное отношение на развитие всех психических сфер малыша (и это не только речь и коммуникация).

  • Плохо: Чересчур много игрушек вокруг малыша. В итоге от переизбытка стимулов ребенок не сможет сосредоточиться на деятельности конструктивного характера, а именно исследовании свойств одного определенного предмета. Таким образом происходит задержка в развитии регуляторной сферы, малыш демонстрирует «полевое поведение».

Хорошо: В доступе у крохи 1, максимум - 2 игрушки. Остальные убираем в непрозрачные контейнеры или ящики. Новые достаем только после того, как убрали эти. Далее постепенно можем увеличивать число игрушек на открытых полочках, чтобы малыш сам мог выбирать. Стоит отметить, что в процессе ребенок обучается убирать за собой игрушки (видит наглядный пример и привыкает к нему).

  • Плохо: Наличие электронных игрушек – светящихся, шумящих. Сведите к минимуму их количество, не оставляйте в открытом доступе. Непременно следите за реакцией малыша и тем, каким образом они играет с ними (чтобы не возникало перевозбуждения). Это большая, серьезная нагрузка на детские сенсорные системы.

Хорошо: Игрушки, выполненные из природного материала, а также игрушки, дающие тактильную стимуляцию. Выбираем чистые природные цвета. Отдаем предпочтение крупному рисунку одна деталь = один цвет (дело в том, что пестрый мелкий рисунок способен «зашумлять» зрительное восприятие малыша, не давая разглядеть целостную картину, выделять зрительные образы). Достаточно крупные детальки (включая конструктор). Игрушки с утяжелением (деревянные кубики, мячики из толстой резины). Музыкальные игрушки (обратите внимание, не электронные, а, к примеру, колокольчики, маракасы, бубен и т.п.). Непременно кукла (даже, если у вас мальчик, но, конечно, не Барби, а простой пупс).

  • Плохо: Пренебрегать двигательным развитием крохи в его первый год жизни. Не пускать ребенка на пол. Довольно часто родители считают, что «все по норме», а на деле оказывается, что вовсе не по норме, несмотря на формальные сроки, когда ребенок начал сидеть и пошел, примерно соответствуют нормам, указанным в интернете.

Хорошо: В норме малыш должен ползать (сначала ползать по-пластунски, далее на четвереньках). Запомните, если ребенок сразу встал и пошел в возрасте 7-9 месяцев – нормой не является. С 5 месяцев малыш должен проводить на полу много времени. Не держите его в колясках и кроватках. Следует стимулировать нахождение крохи в позе «на боку» приблизительно с 2.5-3-х месяцев. На руках тоже держите его в этой позиции. Именно из этой позы малыш учится перевороту и далее выходу в «ползающую» позу.

  • Плохо: Давать ребенку гаджеты до 2-х лет. Панический страх гаджетов.

Никакой пользы для ребенка раннего возраста гаджет не несет, но и демонизировать его не стоит. Важно также понимать, что гаджет не может быть заменой обычной игры или взаимодействия с родителями.

  • Плохо: Музыка и телевизор, создающие в квартире постоянный фон.

Хорошо: Фоновая тишина, четкая родительская речь. Короткие фразы, которые доступны пониманию на детском уровне. Интонируем речь, чтобы привлечь внимание ребенка. Понятные чистые звуки (это может быть пение птиц, приятная музыка – классика либо детские песенки — только не постоянным фоном, а в качестве «пищи» для сенсорной сферы). Полезны игры с детскими музыкальными инструментами. Ритмичные, короткие стишки и песенки («Сорока-ворона» и пр.). Игры в «ладушки» — тоже с ритмом. Рассматриваем с малышом книжки типа «Яркая картинка, а под ней под ней небольшой стишок или комментарий», который читает родитель и показывает на картинку пальцем.

  • Плохо: Учить буквы до пяти лет.

Хорошо: Подготавливаем «базу» для письма и чтения. Необходимо для этого сформировать мелкую и крупную моторику, слуховое и зрительное восприятие, также не забываем о произвольном внимании и достаточном уровне осведомленности ребенка об окружающем мире. Обеспечить «пищей» все сенсорные системы малыша. Непременно формировать слуховое внимание, читайте ребенку вслух (многие детки не слушают, когда им читают, из-за недостаточного слухового внимания). Наблюдайте с ребенком за природой, обсуждайте увиденное. Учите его мыслить и рассуждать о чем-либо, а не заучивать.

  • Плохо: Развивать только мелкую моторику, забывая крупную. При этом, хотелось бы отметить, что постоянная беготня малыша и залезание на стулья развитой крупной моторикой не считается.

Хорошо: Даем малышу возможность насытиться ощущениями от его тела. Особенно от вестибулярной и проприоцептивной (информация, поступающая от мышц, сухожилий и суставов) систем. С раннего возраста играем в мячик (сначала катаем, затем учим бросать; чем младше кроха – тем крупнее мяч, и лучше, чтобы он был достаточно тяжелым). Учим ребенка играть в двигательные игры: «море волнуется», замри-отомри, «классики» (это уже для ребятишек постарше). Применяем ортопедические коврики. Играем в «лошадку» (катаем малыша на спине или плечах) и т.д.

  • Плохо: Множество секций и кружков. Многие современные родители стремятся уже с 2-х лет водить ребенка на кружки.

Хорошо: Очень важно выстраивать с ребенком родительскую коммуникацию. Чаще всего, тревога, что ребенок не разовьется без дополнительных занятий, кроется в голове у мамочки. Во многих случаях родители просто не знают, каким образом нужно общаться с ребенком. Как с ним играть. По этой причине происходит замещение кружками. Но в итоге у ребенка «убивается» собственная мотивация к познанию мира, душится его природное любопытство. Кружки могут иметь место после 4-х лет, однако и здесь необходим разумный подход как с гаджетами.

  • Плохо: Отсутствие телесного взаимодействия и коммуникативных игр.

Хорошо: Практически с рождения играем в «ку-ку». Мимически и эмоционально включаемся в игру на раннем этапе, так мы стимулируем включение в коммуникацию ребенка. Играем в фольклорные игры, такие как «ладушки», «по кочкам-по кочкам» и прочие. Носим на руках, тискаем, обнимаем, делать массаж. Не применяем физические наказания. Отлучаем от груди ребенка не по календарю, а по его готовности (это стресс, и необходимо, чтобы малыш имел для этого ресурс), однако и тянуть не стоит, если кроха готов (чаще всего отлучение случается между 1-2 годиками). Также важно профилактика материнской депрессии и выгорания (они имеют прямое влияние на нарушения развития у ребенка).