Логопед дает советы родителям дошкольников

Итак, к основным нарушениями речи среди дошколят относится дислалия, то есть нарушение в звукопроизношении - замена звуков, их пропуск, искажение, неверная расстановка ударений, перестановка слогов, «проглатывание» окончаний слов, заикание, небрежность произношения, а также нарушения темпа и ритма речи.

Если перечисленные дефекты у ребенка не проходят к возрасту 3,5–4-х лет, следует обратиться к логопеду, он разработает специальную программу занятий, учитывая индивидуальные особенности малыша. Важно понимать, что со многими проблемами справиться без помощи профессионала, владеющего определенными методиками, невозможно, однако работа по коррекции навыков произношения должна выполняться даже дома.

Ниже мы перечислим несколько важных советов логопеда родителям.

  •  Непременно развиваем мышцы языка и челюстные мышцы. Здесь нам помогут: полоскание рта, эффективное пережевывание грубой пищи, надувание щек, а также «перекатывание» набранного воздуха из одной щечки в другую и т.п.
  • Говорим с ребенком исключительно на грамотном русском языке, «детский язык» - под запретом.
  • Ежедневно читаем малышу сказки и коротенькие стихи.
  • Старайтесь чаще разговаривать с ребенком, терпеливо отвечайте на все задаваемые им вопросы, поощряйте его желание задавать их.
  • Проговариваем внятно и четко, повторяя несколько раз слово или всю фразу, меняем в предложении слова местами.
  • Несколько раз в день выполняем артикуляционную гимнастику. Цель этих занятий - заставить работать мышцы, которые участвуют в произнесении звуков, так мы делаем их более послушными. Данная гимнастика включает в себя упражнения, помогающие тренировать органы артикуляционного аппарата, отрабатывать необходимое положение языка, губ, мягкого неба для верного произнесения звуков. В начальных тренировках работать необходимо перед зеркалом.
  • Не стоит перегружать малыша. Логопеды рекомендуют проводить занятия длительностью не более 15-20 мин.
  • Выполняем упражнения, развивающие мелкую моторику.
  • Хорошие результаты, при заикании, дают музыкальные занятия. Они способствуют развитию речевого дыхания, ритма и темпа. Занятия с ребенком не должны превращаться в скучный урок, постарайтесь сделать из них увлекательную игру, создайте доброжелательную, спокойную, атмосферу, настройте малыша на положительный результат и чаще его хвалите.
  • Обязательно развиваем пальчики, для стимуляции речевого развития (пальчиковая гимнастика). Взаимосвязь речевого развития и пальцевой (тонкой) моторики известна специалистам уже давно. Не зря наши прапрабабушки, в воспитании деток, использовали игры типа «Сорока кашу варила» и «Ладушки». Выполняйте регулярно подобные упражнения, и вы заметите, что малыш стал легче запоминать рифмованные тексты, его речь становится более выразительной и четкой. Произносите текст с выражением и показывайте крохе сопровождающие его движения. Пускай попробует вместе с вами делать гимнастику, для начала хотя бы просто договаривая текст.

Помните, занимаясь развитием тонкой моторики, вы не просто продвинете развитие своего малыша вперед, но также сможете скорее преодолеть возникшие в речи ребенка отклонения. 

Какие упражнения и игры рекомендуют специалисты для занятий дома?
  • Выкладывайте с малышом узоры из желудей, фасоли, гороха и пр. Для основы можно использовать картонку с нанесенным тонким слоем пластилином.
  • Предложите своей дочке поиграть в Золушку, раскладывая в две разные чашечки горох и фасоль, перемешанные в большой чашке.
  • Папа с маленьким сыном может провести соревнование-игру на скорость. Кто быстрее, сынок или папа сможет разложить маленькие и большие гайки или болтики по двум разным контейнерам.
  • Лепите с ребенком из пластилина, складывайте пазлы, играйте в мозаику.
  • Покажите крохе, как можно выкладывать забавные фигурки из счетных палочек или спичек. Пусть сложит из них елочку, домик, лесенку и т.п.
  • Учите малыша застегивать и расстегивать пуговки, зашнуровывать обувь, заплетать косички, например, из разноцветных шнуров.
  • Приобретите ребенку пальчиковые краски. Рисование пальчиками принесет пользу и восторг ребенка. Двухлетнего малыша можно познакомить с рисованием мягкой кистью. А трехлетку следует научить правильно держать карандаши, тогда очень скоро у вас появятся первые шедевры от маленького художника. Обучить ребенка рисовать помогут книжки-раскраски.

Помните, в развитии правильного произношения у ребенка – необходимо участие родителей, роль этого очень велика! Никакая, даже самая тщательная работа педагогов, не исключает необходимость родителям проводить с ребенком, неправильно произносящим ту либо иную звуковую группу (шипящие, сонорные, свистящие), дополнительные занятия.

При домашних занятиях родителей с ребенком важно не забывать пункты, указанные в памятке для родителей ниже.

ПАМЯТКА для родителей

А) Нельзя принуждать малыша заниматься! Наилучший результат дадут занятия, интересные ребенку, проводимые в форме игры.

Б) Не следует в одно занятие давать более 3-4-х упражнений.

В) Переключаться на последующие упражнения необходимо, только усвоив предыдущее.

Г) Все упражнения выполнять следует естественно и без напряжения.

Д) Всю занятия по развитию у ребенка правильного произношения, родителям необходимо согласовывать с логопедом и обращаться к нему за помощью при любых затруднениях.

Профилактика недостатков речи

Что же помогает в правильном речевом развитии?

- Безусловно, в первую очередь, следует отметить спокойную, замедленную, правильную речь окружающих. С малышом нельзя разговаривать в обычном, для взрослых, темпе, дело в том, что вследствие недостаточного в данном возрасте созревания речеслухового аппарата, ребенок не успеет все услышать и понять.

- Если у ребенка возникают затруднения в выражении мысли, представлении или он пропускает слоги, следует ему мягко подсказать. После многократных повторений сложных слов малыш за мамой их с удовольствием повторяет, но делать это он должен добровольно. Помните, излишняя требовательность обижает, раздражает ребенка, она может вызвать у него боязнь «открыть рот», излишнюю молчаливость и даже отвращение к самой речи.

- Не нужно раздражаться от детской «болтовни», так ребенок тренирует свои речевые органы. Но не стоит забывать и о дисциплине: вы можете напомнить, что нельзя мешать, когда разговаривают взрослые; необходимо играть тихо, если кто-то болен или спит; не кричать.

- Не следует перегружать малыша - учить буквы, стараться обучить чтению в 3-4-летнем возрасте без его согласия; частенько результат получается обратный желаемому. Практика показывает, что для каждого обучения имеются оптимальные, наиболее благоприятные периоды. Их несоблюдение отрицательно отражается на процессах умственного развития ребенка.

- Не следует при раннем развитии речи принуждать малыша к рассказыванию стихов, демонстрируя это перед гостями – такой подход может привести ребенка к заиканию.

- Не стоит тревожиться раньше времени, при позднем речевом развитии, необходимо больше играть с крохой в различные речевые игры, это позволит ему пополнить пассивный словарный запас.

- Вредно излишнее возбуждение фантазии и чувств ребенка продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает ребенка, способствуя расстройству его нервной системы, сна, возможно развитие заикания.

- Кроме этого, предупреждению недостатков речи помогает создание условий для нормальной работы речевых органов: голосового, речедвигательного, слухового, дыхательного аппаратов, а также обоняния, осязания и зрения.