Влияние сосания пустышки на речевое развитие ребенка

Многие не задумываются, что развивающееся у ребенка неправильное сосание, из-за использования пустышки, имеет серьезное и долговременное влияние. Специалисты, глубоко изучившие данную тему, сообщают о возникающих проблемах, причем, как в сам период грудного вскармливания, так и во всей дальнейшей жизни.

Отработанные в младенчестве движения, сохраняются навсегда, поэтому привычка к сосанию пустышек дает знать о себе у взрослого человека. Причина происходящего в том, что принципы сосания груди и резиновых сосок кардинально различается. Отметим, что это зависит совсем не от внешнего вида и формы соски, в чем нас стараются убедить многочисленные производители «ортодонтических» бутылок и пустышек, а, в первую очередь, от качества того, что попадает ребенку в рот. Грудь мамы – очень мягкая и попадая ребенку в ротик, она подстраивается под его форму. Искусственная соска, напротив, относительно непластична, по этой причине ротовой полости малыша приходится приспосабливаться под посторонний объект, введенный в нее. 

В период, когда ротовой аппарат крохи, появившегося недавно на свет, активно развивается и растет, любой посторонний предмет, кроме груди, оказывает негативное влияние на формирование зубов, челюсти, форму неба, в дальнейшем это затруднит глотание слюны и будет мешать формированию правильного звукопроизношения. Непредусмотренное природой давление, создаваемое во рту соской, ведет к подвижкам зубов и формированию готического узкого неба.  Исследования австралийского доктора Джона Нила показали, что язык деток, сосущих соску или грудь, функционирует по-разному. Груднички совершают языком волнообразные движения, помогающие продвигаться к глотке молоку, добываемому из груди. А малыши, которым давали соску, выполняли выталкивающие движения языка (т.е. язык двигается как поршень). По результатам исследования стало ясно, что все груднички, никогда не получавшие соску, сосали грудь, используя физиологичные, волнообразные движения языка. Статистика тех, кто сосал вместе с грудью соску, была следующая: 13 детей использовали поршневые движения языка, а 18 волнообразные. В группе получавших соску у всех детей были поршневые движения языка.

Отклонения от физиологичных движений приводят к неверной работе стоматогнатической системы, в которую включены: ротовая полость, глотка и зубной ряд.

Стоматолог Брайан Палмер, посвятивший около 30 лет исследованиям деформаций полости рта и известный специалист, изучающий влияние грудного вскармливания на здоровье детей отстаивал точку зрения, которая гласила, что сосание ребенком бутылочной соски или пустышки является критическим фактором в развитии нарушений челюстно-лицевого аппарата.

Правильность этого мнения подтвердили и недавние исследования бразильских ученых, которые изучили оральные навыки 125 детей в возрасте 9-ти месяцев. Ученые пришли к выводу, что грудное вскармливание оказывает позитивное влияние на работу стоматогнатической системы, сосание пустышки же, наоборот, угнетает жевательные и сосательные навыки, а также сочетается с неудовлетворительным развитием соответствующих мышц.

У ребенка (в норме) должна возникать существенная нагрузка на его язык в момент сосания, также хорошо должны работать мимические и околоротовые мышцы. С помощью таких тренировок нижняя челюсть, которая при рождении меньше верхней, растет интенсивнее, и должна к полугоду догнать верхнюю челюсть.

Кроме этого, многие исследователи говорят о том, что длительное и неоправданное применение сосок увеличивает риск возникновения ушных инфекций. Если кроха до 3-х лет несколько раз переболел ушными инфекциями, снижалось его слуховое восприятие и, соответственно, от нормы отклонялось речевое развитие.

Как уже было сказано, при натуральном вскармливании, когда в процессе сосания тренируются и укрепляются все артикуляционные мышцы и правильно формируется строение зубо-челюстной системы, налажена, при этом, и эмоционально-психологическая близость между матерью и ребенком. В отличие от указанного выше, при кормлении ребенка из бутылочки, у малыша на подсознательном уровне как бы формируется дефицит материнской заботы и тепла, это в последствие ведет к психологическим проблемам. К сожалению, соска не способна заменить маму, не происходит полноценного контакта. По этой причине, если младенец и так, по вынужденным обстоятельствам, находится на искусственном вскармливании, нельзя искать пустышку, чтобы унять его крики, следует успокоить ребенка укачиванием на руках, поглаживанием, ласковыми словами и песенками.

Логопеды предупреждают, что частое сосание соски и пустышек чревато тем, что малыш поздно начинает разговаривать, а его речь будет недостаточно выразительна. Ребенок привыкает держать рот закрытым (ведь там соска!), речь ему заменяют выразительные, указательные жесты. Кроха для себя делает вывод, что учиться говорить ему не нужно, ему проще указать на нужный предмет, и взрослые поймут его.

С учетом данных фактов, специалисты пришли к выводу, что неоправданное и частое сосание пустышек и сосок, оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей.

Педиатры и стоматологи советуют отучать малыша от пустышек в период начала самостоятельного принятия твердой пищи, то есть, когда ребенок научился держать чашку и ложку. В большинстве случаев это период от 1 года до 17 месяцев. Дело в том, что в 3 годика у малыша возникают личные предпочтения, привычки и желания, от которых далее будет чрезвычайно сложно избавиться. Так, привычка сосать пустышку перед сном либо во время сна – является одной из тех, от которых отвыкать потом трудно, ведь она превращается в своего рода ритуал. Специалисты рекомендуют родителям вместо того, чтобы крохе давать соску подобрать подходящую замену: например, вместе выбрать красивую подушку или одеяло и обыграть это, придумайте для ребенка интересную сказку…

Конечно, некоторые родители могут сказать: если я не дам ребенку соску, он тогда начнет сосать уголок одеяла или палец. Что лучше?

Сосание является врожденным, успокаивающим рефлексом, обеспечивающим ребенку ощущение безопасности и покоя. Достаточно часто бывает, что данный рефлекс у малыша не удовлетворен (ребенок на искусственном вскармливании), в этом случае он начинает сосать палец либо край одеяла. Взять и просто запретить либо отнять соску нельзя, это нанесет психике ребенка травму. Следует попробовать найти замену.

Ортодонты, в качестве профилактических мер и замены предлагают использовать специальные пластины, которые помогают устранять наметившиеся нарушения прикуса.