Как влияет песочная терапия на гиперактивных и сверхвозбудимых детей

Гиперактивностью называют одно из проявлений целого комплекса различных нарушений, где главный дефект напрямую связан с недостаточностью механизмов тормозящего контроля и внимания. По этой причине его точная классификация – это синдром дефицита внимания.

Гиперактивные дети импульсивны, постоянно активны, их движения часто могут носить хаотичный характер. Такому ребенку сложно долго удерживать на чем-то одном внимание и быть последовательным. Ребенок с СДВГ перебивает собеседника в разговоре и отвечает, еще не дослушав вопроса. Ребенок находится в действии постоянно, он просто не способен как-то контролировать свое поведение.

Обычно гиперактивности сопутствует проблема во взаимоотношениях с окружающими, сложности в обучении, а также низкая самооценка; однако при этом уровень интеллектуального развития ребенка не связан со степенью гиперактивности, более того,  он может превышать возрастные показатели нормы.

Существует множество различных мнений о причинах гиперактивности: от факторов генетических, особенностей функционирования и строения головного мозга, родовых травм, до инфекционных заболеваний, перенесенных в первые месяцы жизни ребенка и пр.

В.Оклендер - известный американский психолог, так охарактеризовал подобных детей: «Гиперактивному ребенку очень трудно сидеть, он довольно суетлив, очень много двигается и вертится на месте. Иногда такой ребенок чрезмерно говорлив и даже может манерой своего поведения раздражать. Часто у подобного ребенка плохая координация либо недостаточный мышечный контроль. Он может быть неуклюж, может ронять или ломать вещи, проливать молоко. Ребенку с таким синдромом очень сложно контролировать свое внимание, он особенно легко отвлекается, частенько задает множество вопросов, однако редко дожидается ответов на них».

Детские психологи выделяют 3 ступени в работе с проблемами гиперактивных детей.

Этап первый – научить малыша не только слушать, но также и слышать. Кроме этого необходима работа над умением доделывать до конца начатое, над концентрацией внимания, над правилами конкретных заданий и проговариванием цели задания. Специальные занятия, которые проводятся с гиперактивными детьми, имеют четкую, повторяющуюся структуру. На этих занятиях для выполнения занятий вводится лимит времени, детям прививается соблюдение правил и норм поведения, вводится система поощрений и наказаний, а также соблюдение начала занятия и его завершения.

Этап номер два подразумевает вовлечение гиперактивных деток в различные групповые виды деятельности (при взаимодействии со сверстниками).

Этап третий – работа со своими эмоциями и гневом.

По этой причине в работе с гиперактивными ребятишками песочная терапия дает возможность реализовывать задачи на каждом из трех коррекционных этапов.

Знаете ли вы, что песок является удивительным источником энергии. Это материал, который способен завораживать даже человека взрослого, что уж говорить о малышах. Песок может быть легким, рассыпчатым, ускользающим, может быть плотным, нежным и теплым, влажным и холодным.  Нередко песок на детей и взрослых действует как магнит. Еще до того, как мы понимаем, что делаем, наши руки, как по волшебству, начинают просеивать песочек, создавать горы, замки и строить целые города… Если же детям ко всему прочему добавить еще и миниатюрные игрушки-фигурки, тут же появляется целая вселенная и даже разыгрываются драмы, малыш полностью погружается в эту затягивающую игру.

Применение в работе с гиперактивными детьми песка дарит огромные возможности:

  • Заметно усиливается желание вашего ребенка познавать что-то новое, работать самостоятельно, экспериментировать.
  • Игры с песком позволяют наиболее интенсивно и гармонично развивать познавательные функции (мышление, внимание, память, восприятие), а также моторику и речь.
  • «Тактильная» чувствительность развивается в мощном объеме в качестве основы развития «интеллекта ручного».
  • Песок наравне с водой «умеет заземлять» отрицательную энергию, а это особенно актуально при занятиях с «особыми» детьми.
  • Кроме этого, идет развитие детской предметно-игровой деятельности, это далее поможет в развитии сюжетно-ролевых играх и навыков коммуникативных для гиперактивного ребенка.

Так какие же особенности имеются в коррекционных занятиях по песочной терапии? Давно отмечено, что музыка и изобразительная музыка являются вспомогательными средствами в общении, благодаря им, можно наладить продуктивный контакт с гиперактивными детьми. В нашем центре занятия с песком проходят под звуки специально выбранных отрывков. Стоит отметить, что под каждый вид деятельности индивидуально подобран музыкальный фон.

Дело в том, что перемена эмоциональной составляющей приводит к определенным биохимическим и гормональным изменениям, которые, в свою очередь, активизируют работу мозга и организма.

Главными задачами указанных коррекционных занятий являются регуляция мышечного напряжения и снижение психоэмоционального состояния.

Каждое коррекционное занятие включает в себя контроль за импульсивностью, развитие внимание и развитие  управления двигательной активности.

В процессе песочных игр, ребенок получает возможность выражать свои самые глубокие эмоциональные переживания, он может освободиться от пережитого и страхов, все это не развивается в психологическую травму.

Игры с песком дарят средства для передачи чувств и разрешения конфликтов. Игрушки обеспечивают ребенку подходящие средства, так как они, без сомнения, именно та среда, которая позволяет высвобождать самовыражение малыша. Свободная игра позволяет выразить то, что необходимо выразить. Когда малыш играет самостоятельно и свободно, без указки, он может совершить целый ряд совершенно независимых действий.

Установки и чувства, которые возможно ребенок опасается, открыто выражать, он может без страха выразить, спроецировать, по своему усмотрению, на какую-либо игрушку. Взамен выражению чувств и мыслей в словах, малыш способен нарисовать и сдуть ветром, закопать в песок какую-либо игрушку, унести проблему на волнах.  

Психологи отметили, что детские негативные эмоции, страхи и конфликты находят свое выражение в символических картинках на песке. Однако, в процессе совместного создания песочной картины различные негативные тенденции слабели и вовсе исчезали, уходя в песок. Отношения у деток становились гуманными и ровными.

Основным достоинством песочных игр является то, что они позволяют гиперактивным детям либо целой группе деток создавать реальную картину мира в трехмерном живом пространстве. Малышу дариться возможность построить свой личный мир и модель своего микрокосмоса, ощутив себя творцом.

Занятия-игра обладают своей образовательной, развивающей и воспитательной направленностью. Как раз поэтому использование песочной терапии на занятиях, в качестве дополнительных методических приемов, необходимо при работе с «особыми» детьми.