Зачем нужна диагностика готовности ребенка к школе?

Достаточно часто, за помощью к детскому психологу обращаются родители дошкольников, желающие узнать, готов ли к школе их ребенок. Однако в то же время, другие родители совершенно не понимают, для чего нужна подобного рода диагностика, и какой смысл в ее проведении, в школу то пойти придется в любом случае!.. В этой статье мы решили подробно рассказать родителям о том, зачем подобная диагностика проводится, и чем на самом деле она может помочь их ребенку и семье в целом!..

Взросление ребенка – процесс длительный и при этом неравномерный. Стабильные периоды сменяются периодами, так называемых кризисов, когда прежние способы восприятия и взаимодействия с окружающим миром «устаревают» и им на смену приходят новые, провоцируя существенные изменения в личности ребенка. Происходит это, потому что в процессе взросления меняется социальная ситуация развития ребенка, появляются новые возможности, развиваются новые умения и, таким образом, взросление (или развитие психики) становится неизбежным – не продолжать же, в самом деле, ползать, когда уже умеешь ходить…

Однако формирование новых указанных умений и навыков в жизни происходит весьма неравномерно. И если один малыш оказывается способным к чему-то подобному уже в шесть лет, у других деток подобные навыки сформируются только годам к восьми. Как раз это детские психологи и называют индивидуальными различиями, как раз данный факт и стал основанием к появлению, так называемого индивидуального подхода при работе с детьми.

Дошкольный период – этот как раз тот этап детского развития, в рамках которого у ребенка появляется множество новых умений и навыков. Это связано как с развитием и формированием определенных структур мозга, так и с постепенным изменением социальной ситуации, которая это развитие провоцирует.

Так либо иначе, но в период дошкольного возраста у деток постепенно формируются:

  • способность поставить себя на место другого и воспринимать отличную от своей, чужую точку зрения;
  • Навыки самоконтроля и саморегуляции (когда ребенок способен остановиться, даже если очень хочется продолжать, так как что этого требует сложившаяся ситуация, взрослые или правила;
  • умение держать во внимании определенное количество явлений, объектов и сохранять их в своей памяти (в требуемом объеме для школьного обучения) и многое, многое другое!

Иными словами, примерно к семилетнему возрасту у ребенка появляется набор навыков, необходимых для школьного обучения и именно поэтому данный возраст называют «идеальным» для начала обучения детей…

Однако, как оговаривалось выше, большинство – не значит «все». И есть детки, у которых целый ряд необходимых навыков для успешного обучения в школе развивается несколько сложнее и медленнее, нежели у их сверстников. По причине данного факта, в момент поступления в новую социальную ситуацию – школу, они неспособны осваивать знания с той же легкостью, как и их сверстники. Дети сталкиваются со сложностями в социализации, в освоении материала, но, самое главное, с необходимостью контроля собственного поведения. Достаточно быстро такие дети начинают выделяться из общего числа одноклассников, получают репутацию «аутсайдеров», а, далее и вовсе смиряются с тем, что они хуже, чем  остальные, то есть – совсем перестают прикладывать какие-либо усилия, дабы исправиться…

Из-за того, что эмоциональное или когнитивное (умственное) развитие этих детей не соответствует «необходимому для обучения в школе уровню», им действительно, оказывается, слишком трудно включиться в систему школьного обучения и их отношения со школой портятся на долгие годы.… Это, соответственно, вызывает беспокойство родителей, ситуация в семье становится напряженной или вовсе конфликтной, что в свою очередь только усугубляет те трудности, которые испытывает ребенок!..

Вот и получается замкнутый круг, выход из которого найти порой оказывается весьма непросто…

А вот выполнение диагностики готовности ребенка к школе позволяет предупредить перечисленные сложности и проблемы, и когда есть необходимость, вовремя оказать помощь!

Выполнять диагностику готовности ребенка к школе психологи рекомендуют в шесть лет, когда до старта обучения остается около года. Почему? Дело в том, что выявляемые в ее рамках проблемы и трудности, часто, поддаются профессиональной коррекции. Тогда у малыша в запасе до школы остается целый год, который можно потратить на подтягивание того, чего не хватает и освоение того, что еще не было освоено!..

Следует сразу подчеркнуть, что речь здесь не идет об умениях и  знаниях как таковых (к примеру, знание букв или умение читать). Как раз этому вашего ребенка научат в школе! Но, чтобы это обучение стало возможным, малышу необходимо уметь контролировать свое поведение, иметь достаточный объем памяти и внимания, уметь концентрировать внимание и удерживать его, а главное – просто-напросто иметь навыки общения с другими детьми, которые будут в его окружении, на протяжении всех школьных лет!

И, к сожалению, развитие и формирование перечисленных навыков действительно иногда требует сопровождения. Это может быть связано с особенностями организации мозга (например, у левшей такое развитие происходит труднее, чем у правшей, и особенно трудно, если левшей в правшей переучивают) или нервной системы (например, если у ребенка стоит диагноз «гиперактивность», концентрация внимания для него априори затруднена). Это может быть связано с характерологическими особенностями или семейной ситуацией. Но, так или иначе, оставаясь без помощи, такие дети оказываются заложниками ситуации и обречены на возникновение проблем и трудностей в школе…

Раннее выявление подобных трудностей поможет использовать оставшееся время до школы «с толком» - помочь малышу пройти необходимый этап развития! Сформировать необходимую для обучения в школе мотивацию, развить недостающие способности, а если необходимо – то отложить на год поступление ребенка в школу, чтобы еще один год использовать для необходимой подготовки!..

Именно поэтому, большинство психологов настоятельно рекомендуют родителям уделять внимание подготовке детей к школе и проводить необходимую диагностику тогда, когда еще есть время решить возникающие проблемы. Мы убеждены, что своевременная забота о ребенка помогает избежать огромного количеств проблем и трудностей, которые могут возникнуть в школе. Но главное – сплотить вашу семью и обезопасить ее от разнообразных кризисов, со школой связанных!

Тэги: Подготовка