О межполушарном взаимодействии. Реципрокная координация движений

За обеспечение взаимодействия левого и правого полушария, а также подкорковых структур отвечает фактор межполушарного взаимодействия мозговой комиссуры, а, значит, и за функционирование мозга в качестве единого целого.

А) Обеспечивает реципрокные координации.
Б) Актуализирует пространственные представления.
В) Обеспечивает адресность в распространении нервных импульсов.
Г) Играет значимую роль при формировании функциональной доминантности мозговых полушарий.
Д) Выполняет охват правой и  левой половин значительного по количеству перцептивного поля, а также его пространственно-зрительное  восприятие и анализ.
Е) Обеспечивает функциональный вклад в организацию внимания и модально-специфических типов памяти.
Ж) Участвует в выработке единой стратегии при решении интеллектуальных задач, обеспечивает упорядоченность в процессе психической деятельности.
З) Обеспечивает проекционные представления и стратегию оптико-пространственной деятельности.

Симптоматика проявления нарушения межполушарного взаимодействия могут быть разными на различных послеоперационных стадиях.
Стадия первая  – нарушение памяти, спутанность сознания.
Стадия вторая – выраженные нарушения в координации движений, где участвуют обе конечности (к примеру, катание на велосипеде, печатание на клавиатуре).

- Сложности при назывании предметов из левого перцептивного поля (изображения попадают в правое полушарие). При этом пациент узнает показанный предмет.
- Пациент не может прочесть слово, которое предъявлено только правому глазу, однако понимает общий смысл.
- Не может писать левой рукой и рисовать правой
- Симптомы зависят от места перерезки:
Передние – нарушения проявляются в моторной сфере
Средние – страдает тактильная сфера
Задние – в зрительной сфере

Нарушения в слуховой сфере могут наблюдаться при перерезке в любых отделах.
Также симптомы появляются при частичной перерезке, но довольно быстро исчезают.
У детей от 5 до 15 лет симптоматика практически отсутствуют, это свидетельствует о более позднем формировании мозолистого тела.

При осуществлении проб:

1)      Сложности динамического переключения и в автоматизации программы

2)      Слабое речевое влияние на качество пробы

Динамический (кинетический) фактор

1)      Выполнение движений только одной рукой

2)      Обилие синкенезий (мануальных, оральных)

3)      Грубые дефекты синергической и реципрокной сенсо-моторной координации

Нейродинамический момент активации/дезактивации

1)      Речь не играет организующей роли

2)      «Выкидывание» одной руки вперед

3)      Невозможность одновременной смены положения обеих рук, изолированность, уподобление

4)      Первичная несформированность РК, вплоть до невозможности проведения пробы. Нарушения в процессе проб сочетается с несформированностью конвергенции глаз.

Фактор межполушарного взаимодействия (мозговой комиссуры)

1)      При проведении пробы, одна рука отстает

2)      Воспроизведение только одной из рук

3)      Медленный темп выполнения, влияние речи, усилении мотивационного момента улучшает качество осуществления пробы

Фактор регуляции, программирования и контроля психической деятельности