О межполушарном взаимодействии. Реципрокная координация движений
За обеспечение взаимодействия левого и правого полушария, а также подкорковых структур отвечает фактор межполушарного взаимодействия мозговой комиссуры, а, значит, и за функционирование мозга в качестве единого целого.
А) Обеспечивает реципрокные координации.
Б) Актуализирует пространственные представления.
В) Обеспечивает адресность в распространении нервных импульсов.
Г) Играет значимую роль при формировании функциональной доминантности мозговых полушарий.
Д) Выполняет охват правой и левой половин значительного по количеству перцептивного поля, а также его пространственно-зрительное восприятие и анализ.
Е) Обеспечивает функциональный вклад в организацию внимания и модально-специфических типов памяти.
Ж) Участвует в выработке единой стратегии при решении интеллектуальных задач, обеспечивает упорядоченность в процессе психической деятельности.
З) Обеспечивает проекционные представления и стратегию оптико-пространственной деятельности.
Симптоматика проявления нарушения межполушарного взаимодействия могут быть разными на различных послеоперационных стадиях.
Стадия первая – нарушение памяти, спутанность сознания.
Стадия вторая – выраженные нарушения в координации движений, где участвуют обе конечности (к примеру, катание на велосипеде, печатание на клавиатуре).
- Сложности при назывании предметов из левого перцептивного поля (изображения попадают в правое полушарие). При этом пациент узнает показанный предмет.
- Пациент не может прочесть слово, которое предъявлено только правому глазу, однако понимает общий смысл.
- Не может писать левой рукой и рисовать правой
- Симптомы зависят от места перерезки:
Передние – нарушения проявляются в моторной сфере
Средние – страдает тактильная сфера
Задние – в зрительной сфере
Нарушения в слуховой сфере могут наблюдаться при перерезке в любых отделах.
Также симптомы появляются при частичной перерезке, но довольно быстро исчезают.
У детей от 5 до 15 лет симптоматика практически отсутствуют, это свидетельствует о более позднем формировании мозолистого тела.
При осуществлении проб:
1) Сложности динамического переключения и в автоматизации программы 2) Слабое речевое влияние на качество пробы |
Динамический (кинетический) фактор |
1) Выполнение движений только одной рукой 2) Обилие синкенезий (мануальных, оральных) 3) Грубые дефекты синергической и реципрокной сенсо-моторной координации |
Нейродинамический момент активации/дезактивации |
1) Речь не играет организующей роли 2) «Выкидывание» одной руки вперед 3) Невозможность одновременной смены положения обеих рук, изолированность, уподобление 4) Первичная несформированность РК, вплоть до невозможности проведения пробы. Нарушения в процессе проб сочетается с несформированностью конвергенции глаз. |
Фактор межполушарного взаимодействия (мозговой комиссуры) |
1) При проведении пробы, одна рука отстает 2) Воспроизведение только одной из рук 3) Медленный темп выполнения, влияние речи, усилении мотивационного момента улучшает качество осуществления пробы |
Фактор регуляции, программирования и контроля психической деятельности |