Способы помощи ребенку, имеющему симптомы тактильной гиперчувствительности
Вот несколько важных советов психологов по работе с ребенком, имеющим тактильно-защитное поведение:
- Прикасаться к ребенку нужно уверенно, избегайте легких «щекочущих» прикосновений. Дотрагивайтесь до ребенка не кончиками пальцев, а всей ладонью.
- При построении детей в шеренгу, вполне возможно, такому ребенку будет комфортнее стоять в самом конце или начале ряда. Также следует отметить, что в групповых играх, когда надо вставать в круг, малышу будет легче стоять не между ребятами, а позади них.
- Следует обращать внимание на виды тканей, игрушек, одежды, а также на повседневные ситуации (к примеру, проход в магазине сквозь толпу), которые способны спровоцировать у ребенка отрицательную реакцию. При остро стоящей проблеме важно избегать похожих раздражающих факторов (не посещайте многолюдные места, позволяйте ребенку надевать одежду из нравящейся ткани и т.п.).
- Ощутимое длительное давление часто позволяет «перекрыть» раздражающие тактильные ощущения. Именно по этой причине мы спонтанно потираем ушибленное место. Прием «сэндвич» (когда ребенка осторожно укладывают между подушками), крепкий массаж – вот примеры усмиряющих чрезмерную чувствительность к прикосновениям действий.
- Важно поддерживать у малыша желание приобретать новый тактильный опыт.
- Новые тактильные ощущения вводите постепенно – в процессе игр, еды, мытья и т.п. позволяйте малышу самостоятельно решать, как долго он в состоянии выдержать каждое упражнение. Ребенку будет легче даваться освоение нового опыта, если инициатором игры станет он сам, а не окажется вынужденно перед лицом незнакомых и потенциально опасных занятий, навязанных взрослым. Следует показывать все на себе, преобразуя свои действия в игровой процесс, стимулируя воображение. Не форсируйте события: не принуждайте малыша к участию.
- Выполняйте работу в комфортном для ребенка темпе.
- Не заставляйте доводить задание до конца, если оно вызывает у малыша отвращение. Немедленно прекратите занятие, если проявится защитное поведение: гримасы, замыкание в себе, уклонение, недовольные возгласы. Работу возобновляйте постепенно.
- Оптимально, если ребенок будет прикасаться ко взрослому, а не наоборот, когда это возможно.
- Многим детям нужно четкое определение границ личного пространства.