Клинические проявления диспраксии

Клиническая картина первичной диспраксии представлена симптомами, которые развиваются в раннем возрасте. Больной не способен зафиксировать взгляд на определенном предмете. Отмечаются, при этом и нарушения в ритме циркадном сон-бодрствование. Также на фоне двигательных нарушений может замедляться моторное и физическое развитие: малыш отстает по росту от сверстников, по массе тела, а также пропорциям, начинает довольно поздно ползать и ходить.

У дошколят начинают формироваться нарушения осанки с различной степенью выраженности, к примеру, боковое искривление позвоночника, ребенок ощущает боли в районе спины и пр. Такие детки испытывают сложности в обучении. Вероятно формирование дисграфии. Пациенты путают стороны, а также испытывают сложности в незнакомых обстановках, это связывают с нарушениями пространственной ориентировки.

Перечисленные симптомы ведут к повышенной раздражительности и сложностям в общении. В итоге развиваются депрессивные расстройства и тревожность. Ребенок отдаляется от школьного коллектива и предпочитает оставаться один.

Схожи и клинические проявления диспраксии взрослого возраста. У больных нарушается речь и движения. Часто, при этом, выявляются симптоматика первичного заболевания, к примеру, нарушения чувствительности, параличи и пр.

Особенности нарушения речи при артикуляционной диспраксии

Оральная или артикуляционная диспраксия — один из вариантов патологии, характеризующийся недоразвитостью речи. Заболевание появляется в результате нарушенного тонуса артикуляционных мышц, который приводит к сложностям с усвоением, а также воспроизведением звуков. У малышей с подобными нарушениями встречаются следующие симптомы:

  • Могут отсутствовать отдельные звуки в словах;
  • Простыми заменяются сложные фонемы;
  • Неправильно располагаются слога в словах, перемешиваются фонемы;
  • Больной плохо формируют сложные фразы и предложения;
  • Нарушения различной степени выраженности в лексике, аграмматизм.

Артикуляционная диспраксия имеет отличия от дизартрии и моторной алалии, невзирая на то, что указанные проблемы проявляются в нарушении речи.

Оральная диспраксия, в отличии от дизартрии, представлена следующими особенностями:

  • Автоматизированные, знакомые фонемы больным произносятся без ошибок;
  • Число и выраженность ошибок напрямую зависят от состояния больного, а также окружающих его условий (когда пациент испытывает сильные эмоции, например, страх, значительно нарушается фонетика):
  • При произношении звука, пациент старается в правильную позу расположить части артикуляционного аппарата (язык, губы, небо).

В отличии от алалии моторной, люди с диспраксией обладают следующими особенностями:

  • Достаточно развит лексикон, но он может отставать от возрастных норм;
  • Грамматически правильно построены фразы и предложения;
  • Пациент способен оперировать словами, например, составлять пословицы, стихотворения и т.д.;
  • Не нарушено устное и письменное составление текстов.

При одновременном проявлении диспраксии у пациентов с дизартрией либо моторной алалией особенно затруднена диагностика заболеваний. У детей наблюдаются выраженные дефекты практически во всех частях речи: фонетике, грамматике и лексике.