О песочной терапии

В наши дни заметно вырос интерес педагогов, психологов и логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с применением песочницы, ведь не случайно игры с песком, в качестве процесса развития самосознания ребенка, его спонтанной «самотерапии», знакома с древних времен.

На самом деле, во взаимодействии с песком, малыш проявляет чудеса фантазии. И смоет ли волна ли созданное им либо чья-то неуклюжая нога раздавит творение — расстраивается ребенок недолго. Частенько он и сам готов разрушить возведенное, чтобы на этом месте с еще большей готовностью приступить к новому интересному строительству. Один жизненный сюжет завершается и уступает место следующему. И так до бесконечности.

Принцип “песочной терапии” был предложен замечательным психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом, ставшим основателем аналитической терапии. Возможно, естественная человеческая потребность “возиться” с песком, и сама структура материала подсказали великому Юнгу данную идею. Песок состоит из мельчайших частичек, которые только

при объединении образуют любимую всеми нами песочную массу. Некоторые психологи в отдельных песчаных крупинках видят символическое отражение человеческой автономности, а в песчаной массе воплощение самой Жизни во Вселенной.

Формированием концепции «песочной терапии» (sand-play), в основном, занимались представители юнгианской школы. Но до недавнего времени уникальные возможности песка практически не применялись для обучающих целей. Для заполнения этого пробела, была создана система песочных игр, направленная на развитие личности в целом и обучение.

Огромный вклад в развитие «песочной терапии» был внесен отечественными педагогами.

Игры на песке являются одной из форм естественной деятельности малыша. Именно по этой причине мы, взрослые, имеем возможность применять песочницу в процессе обучающих и развивающих занятий.

Создавая картины из песка, придумывая разнообразные истории, мы в очень органичной для детей форме дарим ему наш жизненный опыт и знания, законы и события окружающего мира. Плюс ко всему, мы еще и врачуем свою собственную Душу, увеличивая силы своего собственного Внутреннего Ребенка.

Давайте на время отложим все наши многочисленные проблемы и обратимся к Ребенку, который живет у нас внутри. Наверняка, он желает творить что-то свое; ломать, чтобы ощутить силу, однако при этом чувствовать себя защищенным. Как раз таки эти желания и могут быть реализованы в песочных играх.

Вспомните, с каким упоением малыши варят каши и супы из песка, а потом ими кормят всех подряд: вас, гостей, кукол. Делая это, они часто повторяют фразы, услышанные от вас: «Ложечку за папу, ложечку за маму…», «Надо съесть все до конца!» и т.д.

Именно в песочнице возводится первый в жизни домик, создается «семья», сажается дерево. Все это является Миром ребенка, где он ощущает себя защищенным, где все близкое и понятное.

Более того, это - отражение нашего Взрослого Мира.