Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР

Как известно, среди причин задержки детского психического развития часто встречаются: заболевания соматического и хронического характера, функциональная и органическая недостаточность центральной нервной системы, а также микросоциальная и педагогическая запущенность и пр. Такое факторное разнообразие несет за собой потребность в определении специальных условий для воспитания и обучения детей с недостаточным уровнем основного психического развития, имеющим временный характер, с учетом индивидуальных компенсационных возможностей состояния.

Почему такую важную роль играет индивидуальное сопровождение ребенка с ЗПР?

Интеллектуальные нарушения у деток, имеющих задержку психического развития, как правило, носят легкий характер, однакоони  при этом затрагивают такие процессы, как внимание, восприятие, мышление, память, речь. Восприятие может быть неточным, фрагментарным и замедленным. Внимание ребенка имеет неустойчивый, поверхностный, кратковременный характер. При такой симптоматике, лю­бой посторонний стимул может отвлечь малыша и переключить на себя его внимание. Память детей с ЗПР характеризуется слабой избирательностью, мозаичностью запоминания материала,а также при воспроизведении данных, невысокой мыслительной активностью. Если говорить о мышлении, то такие детки испытывают сложности в процессе синтеза, анализа, обобщения и сравнения; им трудно упорядочивать события, выстраивать умозаключения и формулировать выводы. Специфика речи таких деток часто характеризуется искаженной артикуляцией множества звуков, ограниченным словарным запасом, нарушенной слуховой дифференциацией, а также сложностями при построении связанных высказываний. Нередко задержка психического развития сочетается с ЗРР, дислексией и дисграфией.

Необходимо понимать, что дети с ЗПР могут полноценно реализовать свой собственный потенциал социального развития только при своевременно начатой и правильно организованной коррекционно-развивающей работе.Психолого-педагогическое сопровождение детей в комплексном формате позволяет уже на ранних стадиях выявлять какие-либо нарушения в развитии и оказывать комплексную коррекционно-психологическую и лечебно-оздоровительную помощь.

Каждая программа индивидуального сопровождения ребенка, имеющего в анамнезе ЗПР, разрабатывается с учетом пройденного диагностического обследования, в индивидуальном порядке.Одним из основных и важнейших факторов для актуализации потенциальных возможностей ребенка является компетентность специалистов: их деликатность, умение оказывать помощь в выполнении познавательной деятельности, осознании причин неудач и успехов и пр. Перечисленное выше помогает ребенку осознать свои возможности, пробудить энергию достижений и повысить уверенность в себе.

При коррекционной работе, особое внимание уделяется развитию познавательных процессов, сенсорной, моторной и эмоциональной сфер посредством арт- и игровой терапии, а также различных прочих актуальных эффективных методов.

Хотелось бы также отметить, что индивидуальное сопровождение ребенка с ЗПР профессионалом не может быть достаточным для успешного усвоения малышом школьных навыков и динамичного развития. Огромную роль в развитии ребенка играет поддержка и активная помощь в занятиях со стороны родителей!