Внутренняя речь ребенка и ее механизмы

За саморегуляцию и самоконтроль, а также за прогнозирование и планирование у людей отвечают лобные доли. Здесь следует сказать, чтобы лобные доли адекватного созревали особенно важная социальная среда, а также адекватное взаимодействие между ребенком и родителями и, своего рода, структурирование жизни ребенка. Внутренняя речь – это механизм, при помощи которого лобные доли выполняют свои задачи. Именно внутренняя речь является основой волевого акта. В процессе развития ребенка прослеживается формирование внутренней параллельно созреванию лобных долей.

Начиная с младенчества кроха неспецифически реагирует на материнскую речь, например, в ответ на слова матери малыш прерывает сосание (речь матери вызывает у него ориентировочный рефлекс, который тормозит протекание инстинктивных процессов).

Далее, мама при речевом общении с чуть подросшим малышом помогает в организации его внимания извне: «Вот котенок», «Возьми игрушку» и т.д. При этом она применяет указательный жест, связывая слово с предметом. Конечно, здесь нужно отметить и игру, и обогащение словаря, и эмоциональное общение, происходящие параллельно.

Важно понимать, что внутренняя речь в онтогенезе начинает развитие с внешней речи взрослых, которая обращена к ребенку. Малыш получает навык подчиняться родительским «инструкциям». После, по мере развития своей собственной речи, кроха уже самостоятельно может помогать себе речью.

Оречевление своих собственных действий ребенку помогает преодолеть инертность при сложной конфликтной инструкции, чтобы успешно справиться с полученным заданием, которое без проговаривания не получалось (к примеру, при зеленой лампочке нажимать на кнопку, при красной не нажимать).

В ситуациях, когда малышу дается «проблемное» задание, при котором следует найти решение, ребенок начинает вслух рассуждать сам с собой. В подобной ситуации речь не носит коммуникативный характер, применяется она для описания затруднения и планировки выхода из него. Поначалу данная саморегулирующая речь имеет развернутый характер. Но постепенно она начинает «сворачиваться», интериоризуется, уходя «во внутренний план». Ребенок может проговаривать вслух только обрывки рассуждений. Таким образом формируется внутренняя речь в качестве средства саморегуляции поведения.

Скачок в развитии лобная доля совершает к трем – трем с половиной годам, и малышу становится доступно выполнение «конфликтных» инструкций. Ребенок уже способен «оттормозить» внешнее непосредственное впечатление и реализовать то, что противоречит ему (ранее усвоенную инструкцию). Подобную пробу предлагают деткам на обследовании нейропсихологи, называется она «реакция выбора» (к примеру, когда взрослый показывает кулак, ребенок должен показать ему открытую ладонь, и наоборот). Следует отметить, что у ребенка с незрелыми лобными долями, даже при правильном усвоении задания, с его выполнением возникают трудности.

Можно сказать, что в возрасте 3-4-х лет внутренняя речь становится тем инструментом, при помощи которого дети регулируют свою деятельность и выполняют интеллектуальные операции.

Особенно интересно строение нашей внутренней речи. Можно предположить, что внутренняя речь является дублером внешней, однако наши с вами мысли и решения протекают значительно быстрее! Один из основателей нейропсихологии - Лурия говорил, что внутренняя речь человека не содержит подлежащих и указаний на предметы. Наша внутренняя речь имеет предикативный характер и содержит только «свернутый» план действий.

Нарушение внутренней речи у взрослых наблюдается при поражении переднелобных и заднелобных отделов мозга головного. Подобные очаговые поражения у детей случаются редко, но при различных вариантах дизонтогенеза может быть нарушена полноценная работа лобных отделов коры головного мозга. Именно это объясняет такое большое число жалоб на СДВГ-симптомы.

Следует также подчеркнуть необходимость и важность своевременной коррекции в задержке речи у ребенка в контексте развития его способности к саморегуляции. Как мы уже говорили ранее, «переломным» моментом считается возраст 3-3,6 г., когда малыш начинает внутренней речью регулировать свое поведение. А если у ребенка нет собственной речи – то и внутренней речи сложиться просто не из чего. И если при задержки экспрессивной речи замысел высказывания (внутренний «конструкт») хоть как-то созревает, то при сенсорной алалии ситуация значительно грустнее.

На диагностику к нейропсихологам часто родители приводят говорящих детей в возрасте лет 5-ти с жалобами на СДВГ. Обследуя малыша, специалист выясняет, что ребенок понимает речь только на номинативном уровне. То есть внутренняя речь предикативна и данный уровень понимания у ребенка не сформирован, а, следовательно, о внутренней речи в ее полном говорить не может быть разговора. Так, уже упомянутая, проба «реакция выбора» не доступна детям, страдающим от сенсорной алалии, что подсказывает о вторичном недоразвитии лобных функций.

Еще раз хочется сказать, не ленитесь обращаться с ребенком к специалистам, они помогут скорректировать его развитие.