О развитии внутреннего плана действий у детей младшего школьного возраста
Итак, внутренним планом действий мы называем способность в уме выполнять действия. Данный навык представляет собой одну из универсальных черт человеческого сознания и является ключевым условием для развития нашего интеллекта. Внутренний план действий, если рассматривать в классификации психических явлений, нельзя отнести ни к одному из выделяемых традиционно психических процессов, он является нерасторжимым единством, сплавом мышления, внимания, памяти и воображения.
Невзирая на бесценную важность для человеческой психики внутреннего плана действий, данное умение в традиционном школьном обучении формируется в основном только на уроках математики, при устном счете, а также на занятиях по русскому языку, при устном разборе слов и предложений.
Очень тесно внутренний план действий связан с воображением человека. Общение с людьми является важным условием для развития внутреннего плана действий, в ходе данного процесса происходит усвоение социального опыта, а также средств его осмысления. Также как и любые психические действия становление внутреннего плана действий преодолевает в своем развитии несколько последовательных этапов. Первый этап - практическое, внешнее действие с материальным предметом. Далее реальный предмет заменяет его схема, изображение. Финальный этап после фазы проговаривания «про себя» действия с предметом представляет собой умственное действие, то есть действие «в уме».
Такую последовательность, в своем развитии, проходят любые умственные действия (чтение, счет, выполнение арифметических задач и пр.). Как к наглядному примеру, обратимся к обучению ребенка счету:
1) ребенок сначала учится складывать и пересчитывать реальные предметы;
2) далее учится то же самое проделывать с их изображениями (к примеру, считает нарисованные фигурки);
3) может дать верный ответ, уже не указывая пальчиком на каждую фигурку, а выполняя аналогичное действие в форме восприятия, только переводя взор, но, счет, по-прежнему, сопровождается громким проговариванием;
4) это действие, после проговаривается уже шепотом и далее, наконец-то;
5) действие окончательно перемещается в умственный план, малыш становится способен считать устно.
Развитие внутреннего плана действий дает возможность ориентироваться в заданных условиях, выделять наиболее существенные среди них, распланировать ход решения, оценивать и предусматривать вероятные варианты и т.п. Чем больше «ступеней» своих действий сможет предусмотреть ребенок, и насколько тщательнее он сможет сопоставлять разные их варианты, тем успешнее он сможет контролировать фактическое решение поставленной задачи. Необходимость самоконтроля и контроля в учебной деятельности, вместе с рядом ее других особенностей (к примеру, необходимость словесного отчета, оценки) помогают обеспечивать благоприятные условия для развития у младших школьников навыков к планированию, а также выполнению действий «про себя», т.е. во внутреннем плане.
Кроме навыков устного счета и разбора слов/предложений, на развитие внутреннего плана действий у детей младшего школьного возраста оказывают положительное влияние разные игры, особенно: шашки, шахматы и пятнашки.
Ниже мы предлагаем некоторые игры и логические задачи, которые помогают развивать самостоятельность (осознанную произвольность) при выполнении разных звеньев в учебной деятельности.
Кроме этого, решение и выполнение предложенных задач влияет на развитие следующих умений:
- Принятие и удержание цели задания в полной мере;
- Выполнение точного анализа содержания заданий;
- Адекватное отражение содержания задачи (то есть ее значимых признаков);
- Использование разнообразных способов по построению действий и планированию для достижения результата;
- Навык выполнять обоснованные рассуждения о зависимости своих шагов и получаемого результата, имеющего исходные условия;
- Осуществление контроля и коррекции своих действий;
- Оценивание и самооценка своей работы.
Задача это очень непростая.
Давайте, играя, поможем ребенку решить ее и обрести большую самостоятельность в учебной деятельности!
Для развития навыка удерживать в уме цель деятельности и по инструкции действовать с ней может быть полезна следующая игра:
«Передвигаем фигуру, не дотрагиваясь»
Располагаем перед учеником большой квадрат, который мы разделили на девять клеток. Просим ребенка смотреть на фигуру, размещенную в центральной клетке и передвигать ее мысленно на одну клеточку, с учетом указаний взрослого (к примеру, «влево, вверх, вправо, вниз, вверх, вправо и т.д., где фигура должна находиться сейчас?»). Задание можно усложнять посредством увеличения числа фигур, шагов, а также скорости перемещения.
Задание «Анализ и обобщение»
Формируем умение принимать учебную задачу в полном объеме. Навык связан с такими мыслительными процессами, как обобщение и анализ, следствием которых и становится простейшее умозаключение.
Ищем вид логической связи между представляемыми понятиями, цель задания - выявить существенный признак, по которому необходимо установить аналогию в следующей паре слов, выбрать и вписать нужное слово.
а) мало-много, начало-…
источник, конец, дела, открытие, пути (правильный ответ: конец);
б) неуклюжий-ловкий, добрый-…
злой, хороший, веселый, человек, смех (правильный ответ: злой);
в) день-ночь, лето-…
тепло, осень, жара, зима (правильный ответ: зима).
г) Леша ниже Паши. Паша ниже Васи. Кто более высокий? (Правильный ответ: Вася)
Игра «Отгадайка»
Помогает развивать умения разобрать условия задачи, выделить главные и второстепенные признаки.
Водящий что-то загадывает, к примеру: предмет мебели, предмет одежды, животное, растение и т. д. и рассказывает угадывающему несколько признаков, описывающих загаданное. Угадывающему необходимо путем дополнительных вопросов охарактеризовать полностью заданный предмет и, конечно, назвать его.
К примеру, ведущий задумал слово «кошка» и сообщает отгадывающему следующие признаки – пушистая, длинный хвост. Отгадывающий задает вопрос: «Четыре лапы?» – получает ответ: «Да». Отгадывающий спрашивает: «Она мяукает?», получает ответ: «Да». Отгадывающий: «Это кошка». Данная игра направлена на навыки разбираться в главных, а также второстепенных признаках вербального материала.
Подобные игры проводить можно на наглядном и числовом материале.
Ведущий загадывает число от 0 до 10, и сообщает его некоторые признаки. Ребенок должен посредством дополнительных вопросов ограничить данное число, определить и назвать его. К примеру, заданные условия: число нечетное, делится на 3. Ребенок задает наводящий вопрос: «Оно меньше или больше меньше 5?» Ответ ведущего: «Больше». Отгадывающий называет число 9, так как оно больше 5 и делится на 3 и нечетное.
Логические задачи со словами
Навык выделять главные и второстепенные признаки поможет развить решение логических задач, примеры приведены ниже.
- В слове «Воз» переставили буквы – получилось «Зов». Если сделать такую же перестановку в слове «гул». Что получится? (луг).
- Даны слова: мальчик, полка, мячик
У красного и желтого слов являются общими одинаковые третьи буквы, у красного и зеленого – одинаковые первые буквы. Какого цвета слово «мальчик»? (ответ: красного)
- Даны слова: графин, георгин, гарнизон, гарпун, график, дельфин.
У синих слов первая буква «г», есть гласная «и» и последняя – «н». У розовых – первая буква «д», или последняя «к», или слово включает в себя пять согласных. Какое слово не синее и не розовое? (гарпун)
«Посмотри на задачу с другой стороны»
Эти игры помогут в формировании навыков планирования своих действий, используются задания, которые побуждают ребенка изменять свою позицию. Организуем игры, в процессе которых ребенок вынужден ставить себя на место партнера. Здесь требуется анализ ситуации под углом зрения обоих игроков, необходимо разделять собственную деятельность, выделяя в ней отдельные шаги, и деятельность партнера, это, в свою очередь, требует дополнительного анализа каждого из условий задания.
Игра «Кто первый»
Это игра, в которой необходимо на несколько шагов вперед продумывать свои действия, в идеале, не только свои, но и противника.
Смысл данной игры в том, что следует по очереди уменьшать либо увеличивать начальное число. Кто первый достигает конечного результата, которое заранее установлено, тот и выиграл.
Пусть задано число 19 в качестве конечного результата. Кто первый доберется до него, тот и выиграл.
Пример. Играют Елена и Виктор. Дойти решили до 15, начать договорились с 35. Условие – за 1 ход можно отнимать 1 или 2. Выигрывает тот, кто первый дошел до 15.
Обратный порядок
Называем цифры в обратном порядке. Зачитываем ряд из 3-х, 4-х или 5-ти цифр, к примеру, 9, 7, 5, 3. В ответ ребенок должен назвать эти же цифры, в обратном порядке: 3,5,7,9. Эта игра может проводиться и в других вариантах. Например можно зачитывать не просто отдельные цифры, а четырех или пятизначные количественные либо порядковые числительные, которые будут обозначать, к примеру, число груш на дереве либо число жителей северного городка, год исторического события и т.д., а в ответ, игроки должны назвать «обратные» числительные по отношению к указанным. Пример, 7865 слив ® 5687 яблок и т.п.
Также варианты игр для формирования произвольности у ребенка можно посмотреть в нашей статье.