Связь двигательных проблем и школьных трудностей на примере дислексии

Вам кажется, что дислексия – это проблемы с чтением и письмом? К сожалению, данное нарушение может проявляться в различных системах восприятия. Давайте рассмотрим маркеры, которые специалистам указывают на незрелость отдельных систем и позволяют увидеть сложности малыша более системно и объемно (конечно методика не заменяет полноценную диагностику).

Дислексия часто проявляется следующими симптомами на уровне крупной моторики:

Симптомы

Затронутые системы

(Субкортикальные механизмы)

Ребенку сложно бежать вприпрыжку, прыгать на одной ноге, кувыркаться вперед

Последовательность движений (участвует мозжечок)

Баланс

Интеграция нижней и верхней части тела

Как данные симптомы отражаются на обучении?

Последовательность движений особенно важна, когда мы пишем, переходя от одного символа к следующему.

За баланс отвечает вестибулярная система, позволяющая поддерживать определенную позу в процессе занятий, а также контролировать эмоциональный фон и ощущать себя относительно поверхности, на которой человек находится. Человеку необходимо поддерживать позу, дабы не отвлекаться от чего-то и не растрачивать силы на удержание тела в балансе.

Симптомы

Затронутые системы

(Субкортикальные механизмы)

Неловкая игра с мячом (ловля, броски, удары ногой по мячику)

Координация глаз-нога, глаз-рука

При нарушениях в координации ребенку приходится тратить много внимания и сил на то, чтобы использовать инструменты (карандаш, ручку, ножницы), он выпадает, таким образом, из учебного процесса. В итоге у него понижаются возможности автоматизации учебных действий.

 

Симптомы

Затронутые системы

(Субкортикальные механизмы)

Ребенок неловко поднимается по ступенькам

Координация верхней-нижней, правой-левой частей тела

Данный симптом указывает на недостаточную развитость вестибулярной нервной системы ребенка, слабую интеграцию нижней и верхней сторон тела, сохранение тонического лабиринтного рефлекса.

Симптомы

Затронутые системы

(Субкортикальные механизмы)

Небольшая задержка в основных этапах развития (ползание, ходьба, речь и чтение)

Нарушение баланса, билатеральной интеграции, осанки

Ребенок долго не может научиться плавать

Недостаточная координация правой-левой, нижней-верхней частей тела

Долго не получается научиться езде на двухколесном велосипеде

Постуральная, вестибулярная и билатеральная интеграция

Если вами замечен только один симптом у ребенка, – вероятно, это всего лишь его особенность. Ну, а если малыш не может научиться плавать, ездить на велосипеде, неловко ходит по ступенькам и тому подобное, – есть подозрение, что у него имеется недостаточная зрелость в мозговых структурах.

Дислексия на уровне мелкой моторики проявляется в следующих симптомах:

Симптомы

Затронутые системы

(Субкортикальные механизмы)

Неловкий, незрелый пинцетный захват

Затронуты сохраняющиеся рефлексы, которые влияют на ловкость рук

Сложности при применении инструментов (столовые приборы, ножницы и т.п.)

Мозжечок, моторная кора, дисдиадохокинезия (нарушение в способности производить чередующиеся движения)

Ребенок с трудом застегивает пуговицы, завязывает шнурки и т.д.

Затронуто чувство направления (вестибулярная система, интеграция правой-левой стороны

Когда установлен диагноз дислексия, видна ее физическая симптоматика, есть возможность с ними поработать и можно ожидать, что выраженность т симптомы дислексии будут снижаться.

Если у ребёнка не установлен диагноз дислексия, но присутствует симптоматика, то специальные упражнения и игры помогут в преодолении некоторых сложностей в обучении.

Кроме физической симптоматики, дислексия также вызывает сложности с определением направления:

Симптомы

Системы / механизмы

(лежащие в основе)

Ориентация в пространстве

Вестибулярная система

Различение право/лево, низ/верх, до/после (для ребенка старше восьми лет)

Вестибулярная система (пространство)

Раскладывание предметов в заданном порядке

Вестибулярная система (пространство)

Сложности понимания времени по аналоговым часам (для ребенка старше семи лет)

Вестибулярная система (пространство)

Следование инструкции или в заданном направлении

Программа действий (мозжечок), аудиальная обработка, направление (вестибулярная система)

Часто, в связи с дислексией проявляются речевые, а также языковые проблемы:

Симптомы

Системы / механизмы

(лежащие в основе)

Неправильное произношение

Артикуляционные и аудиальные трудности

Ребенок переставляет буквы, слова, цифры

Аудиальное распознавание, программа действий (мозжечок), вестибулярная система (направление), латеральная организация

Сложности с подбором слов

Визуальная система либо аудиальное распознавание, а также запоминание и межполушарное взаимодействие

Заменяет / путает слова

Аудиальные сложности и визуальные (при чтении)

Плохо вспоминает слова, плохо запоминает новые слова

Поиск и кодирование, работающие на уровне некоторых сенсорных систем

Сложности при выполнении последовательных действий:

Симптомы

Системы / механизмы

(лежащие в основе)

Трудности в заучивании

Межполушарное взаимодействие, мозжечок

Сложности в настольных играх, требующих планирования нескольких действий

Процессуальные (мозжечок), пространственные (вестибулярная система), процедурная память, перспективное планирование (лобные доли)

Трудности визуальные:

Симптомы

Системы / механизмы

(лежащие в основе)

Переставление букв, слов, цифр

Задержка аудиального развития, латеральность, направление (вестибулярная система), система визуальная (нестабильность в поддерживающих постуральных механизмов)

Ребенок плохо запоминает образ слова

Визуальная обработка (правое полушарие мозга)

Зеркальное письмо

Направление (вестибулярная система)

Сложности в запоминании детальных особенностей слов

Фонологическая обработка, левое полушарие

Трудности визуального слежения

Недостаточная зрелость в постуральных механизмах, поддерживающих окуломоторные функции

Синдром скотопической чувствительности

Незрелость реакции на свет зрительной системы (определенные цветовые сочетания вызывают у ребенка трудности)

Приходим к выводу – то что ранее считалось несформированным навыком, которому нужно просто научить, расположено в областях возможности либо невозможности на нейрофизиологических уровнях ребенка.

Симптомы аудиальные:

Симптомы

Системы / механизмы

(лежащие в основе)

Сложно прохлопать или протопать ритм

Вестибулярная система

Трудно повторить ритм

Мозжечок (последовательность действий), Правое полушарие (ритм языка)

Ребенок путает либо не слышит разницу между разными звуками

Аудиальные нарушения, связанные с частыми инфекциями горла, носа, ушей в возрасте от трех до пяти лет

Сложности обработки аудиальной информации

Асимметрия в латеральной обработке аудио-информации

Сложности в последовательности действий по инструкции

Кратковременная память, мозжечок, задержка аудиального развития (асимметричность в латеральной обработке аудиальной информации)

На уровне нейрофизиологии имеются системы, участвующие при формировании психоэмоционального статуса и отвечающие за фобические расстройства:

Симптомы

Системы / механизмы

(лежащие в основе)

Боязнь новых мест, высоты, темноты

Сложности ориентации в отсутствии визуального ориентира (вестибулярная система и проприоцептивная)

Избегание / боязнь двигательной активности

Неудовлетворительно развитые координационные возможности или возможности постурального контроля

Частая смена настроения

Подавленное состояние, проявления тревожности, проблемы с ориентацией, гормональные и биохимические возможности

Склонность к проявлениям обсессивно-компульсивного характера

Повышенный метаболизм глюкозы во фронтальных долях, нарастание метаболической активности в глазничной левой извилины, дефицит доступности нейротрансмиттера серотонина

Симптомы психосоматические:

Симптомы

Системы / механизмы

(лежащие в основе)

Головокружения

Низкое давление, визуальная, вестибулярная системы

Головные боли

Смещение позвонков, визуальный стресс

Энурез

Неврологическая незрелость, сохраняющийся рефлекс Галанта, частые инфекции горла, носа, ушей

Укачивание в транспорте

Вестибулярно-окулярно-проприцептивное рассогласовывание

Генерализованная тревожность

Вестибулярная дисфункция, дисфункция постурального контроля из-за гравитационной неуверенности, сложностей с пространственной ориентацией, сложностей прецепции и сложностей идентификации стимулов окружающей среды

Важное примечание: не стоит додумывать проблему. Важно увидеть в повседневной жизни ребенка определенные маркеры, указывающие на незрелость отдельных систем. С помощью нейрофизиологических упражнений и игр многое можно доразвить.

Множество умений и трудностей заложено именно на нейрофизиологическом уровне. Когда специалист распознает эти особенности, он подбирает определенные комплексы упражнений, это поможет ребенку легче и лучше учиться, чувствовать себя увереннее и спокойнее.