Нейроразвивающие игры на лето

Наступили летние каникулы, и родители задаются вопросом, нужно ли с ребенком заниматься или следует на это время забыть об этом? Что же советуют нейропсихологи?

Нагружать младшего школьника или нет? Безусловно, решать данный вопрос следует в индивидуальном порядке. Однако в целом, можно придерживаться следующих принципов.

Учитываем темп развития

Не стоит отменять занятия полностью, если ваш ребенок спокойно выдерживал учебную нагрузку, в течение учебного периода. В начале лета, конечно, можно сделать маленький перерыв, а далее лучше занятия продолжить, но с меньшей интенсивностью. У детей 7-10 лет реализуется ведущая новая деятельность, а именно - учебная.

Да, да, ребенок учится учиться, у него вырабатывается важный навык действовать по определенному плану, самостоятельное выполнение поставленных задач, а также многие прочие умения. Поэтому нежелательно резко обрывать на каникулах этот процесс. Постарайтесь регулярно его поддерживать летом — это может быть прописи, чтение, какие-либо развивающие занятия. Это поможет ребенку не отвыкнуть от учебы.

Не забываем о балансе между учебными и игровыми составляющими

Важно понимать, что младший школьный возраст сталкивается с перестройкой между игровой деятельностью, привычной для дошколят, и деятельностью учебной. Но пока игровая деятельность остается на ведущих ролях, по этой причине позволяйте играть ребенку столько, сколько он захочет. Прекрасно, если малыш будет летом осваивать новые виды спорта, особенно игрового характера — они помогают развивать навыки волевой регуляции, моторно-зрительную координацию, это поможет в дальнейшем ребенку учиться успешнее.

Представляем вам нейропсихологические упражнения, которые будут не лишними, где бы ни отдыхал ваш ребенок — дома, в деревне у бабушки или на солнечном побережье.

Пальчиковая игра «Лесенка»

Полезно данную игру совмещать с разучиванием стихов, которые, кстати, вашему чаду наверняка задали на каникулы. Сначала учимся пальчиками «бегать» по «лестнице» — пусть малыш представит, что среднему и указательному пальчикам нужно подняться куда-то наверх по ступенькам, начиная с указательного пальца. После того, как ребенок легко сможет делать это пальцами обеих рук, подключаем чтение стихов. Основная задача — читать стишки не в одинаковом ритме с шагами по «лесенке». Необходимо, чтобы у этих действий не было синхронизации. Следующий этап упражнения — пальцы идут вниз по лесенке.

В чем польза данного упражнения? Мы обеспечиваем мозг ребенка двойной когнитивной нагрузкой — моторную и речевую. Одновременное вовлечение в деятельность разных зон мозга развивает межполушарное взаимодействие, а также возможность регулировки и контроля разных функций.

Игра в мяч по определенным правилам

Для игры потребуется три или более игроков, желательно участие 1-2-х взрослых. Игроки встают в круг и начинают бросать мячик по воздуху (по кругу) от одного к другому, в начале лучше использовать большой мячик. Далее, когда ребенок уже освоит броски крупным мячом, можно взять теннисный мяч.

Сначала оговариваем правила: «Как только взрослый хлопнет в ладоши, начинаем кидать мячик в обратном направлении. При двух хлопках взрослого, игрокам нужно перекидывать мячик иным способом — к примеру, стуча об пол». Игру можно усложнять, меняя ритм — к примеру, замедляться или ускоряться — всем игрокам можно одновременно перемещаться по кругу и тому подобное.

Польза данной игры заключается в развитии навыков волевой регуляции поведения, к которым можно отнести контроль, внимание, следование инструкциям. Дети учатся действовать произвольно, осознанно собой управлять. Особенно важно то, что происходит это в увлекательной, игровой форме.

Полезное упражнение- игра «Партизан»

Данная игра особенно будет интересна мальчикам. Играть в нее лучше всего на ковре в комнате, а если ребенку по песку ползать комфортно, то можно даже на пляже. Играть ребенок может и один, но веселее вдвоем-втроем. Объясните малышу, что он — партизан, его задача — выручить из плена товарища. «Пленника» (например игрушку) посадите в дальний конец помещения. На пути «спасателя» можно установить некоторые препятствия, к примеру стулья, стол, под которыми ему нужно проползать.

Сложность данного задания будет заключаться в том, что маленькому партизану разрешено ползать только особым способом — одновременно только правой рукой и правой ногой либо левыми рукой и ногой. Вперед выкидываем правую руку и ногу, одновременно отталкиваемся ими и ползем вперед. Локти поднимать нельзя, в противном случае, партизана обнаружат. Ребятишкам обычно это очень нравится.

Польза этого упражнения в том, что игра помогает тренировать волевую регуляцию, так как ребенку приходится в голове удерживать одновременно несколько задач. Кроме этого, игра развивает у ребенка ощущение своего тела и осознание его границ. Проползая непривычным образом, малыш рефлексирует над каждым из движений. Также занятие развивает зрительно-моторную координацию: малыш видит, где и что он делает. Это имеет влияние на учебные компетенции. К примеру, облегчает в дальнейшем задачу списывания с доски — без «отзеркаливания» цифр и букв.

Не следует переусердствовать и выполнять подобные упражнения ежедневно — достаточно 1-2 раз в неделю.