Моторное развитие в 2 года – советы нейропсихолога

На первый план в этом возрасте выступают согласованность и координация движений малыша, а именно, чем лучше кроха может управлять своим телом и контролировать его, тем легче ему знакомиться с окружающим миром, а также осваивать новые разновидности деятельности.

Навыки ребенка к 2 годам:

  • Ходьба и бег (ходит хорошо в любых направлениях, по неровным дорожкам, перешагивает через ямки, взбирается на бугры);
  • Подъем и спуск по лестнице, наступая на каждую ступеньку одной ножкой;
  • Прыжки (подпрыгивает вверх, прыгает через препятствие, лежащее на земле);
  • Игры с мячом (способен ударить по мячику ногой, бросать мяч в определенном направлении, к примеру, другому игроку либо в цель, поймать мячик двумя ручками);
  • Умение ездить на трехколесном велосипеде;
  • Умение рисовать вертикальные линии;
  • Строительство башню или домика из нескольких кубиков;
  • Самостоятельное выполнение двигательных действий с игрушками на колесиках (машинка, каталка и т.д.).

На этом этапе основной задачей является предоставление ребенку свободы для тренировок в развитии ловкости и координации движений. Обращаем более пристальное внимание на развитие его мелкой моторики. Связано это с тем, что в указанном возрасте имеется прямая взаимосвязь между развитием речи и развитием мелких движений рук. Как поясняют нейропсихологи, развивая мелкую моторику малыша, вы помогаете в развитии его речи.

Двухлетнему ребенку можно предложить следующие задания и игры:

  • Учимся бросать и ловить мячик, бросаем его об стенку.
  • Изображаем движения животных (повторяет движения, которые показывает взрослый: махает руками словно птичка, прыгает, как зайка, ползает, как змея, громко топает, будто слон и пр.).
  • Передвигаемся по комнате, так чтобы не задевать разбросанные предметы на полу предметы (к примеру, подушки), постепенно увеличиваем темп и число предметов (аналог лабиринта).
  • Переносим крупногабаритные вещи (не тяжелые), к примеру, детские стульчики, легкую коробку, наполненную игрушками.
  • Играем в игру «Поймай солнечного зайчика». Ловим солнечного зайчика, который пускает мама.
  • Ходим по извилистой, начерченной на полу линии (либо полоске бумаги) — так развиваем координацию.
  • Подвижные коллективные игры: водим хоровод, бегаем друг за другом паровозиком (ребятишки держатся друг за друга), играем в «догонялки», играем в «волка и зайчат» и пр.
  • Лазаем по спортивным стенкам на детских площадках, дома.
  • Рисуем (мелками, карандашами, пальчиковыми красками).
  • Играем с рамками-вкладышами.
  • Лепим, делаем аппликации.
  • Учимся расстегивать молнию, кнопки, пуговицы (если выказывает интерес и это получается — то учимся застегивать их).
  • Снимаем шапку, носки, варежки, а также учимся надевать и снимать другую одежду.
  • Пересыпаем крупу, переливаем воду в различные сосуды, учимся пользоваться для этого кувшинчиком, чайничком от детской посуды, воронкой или лейкой.
  • Играем с конструкторами и мозаикой.

Остаются актуальными при развитии мелкой моторики ребенка различные пирамидки, сортеры, а также многие другие игры — здесь все зависит от ваших возможностей и фантазии.