Учим ребенка запоминать

Со стороны, может быть, объем школьных знаний не кажется неподъемным, да и родители, в большинстве случаев, не слишком давят на ребенка. Многие из них стараются отыскать подход, понятнее и подробнее объяснить некоторые из школьных тем, некоторые нанимают репетиторов либо отдают в специальные группы по подготовке к школьному обучению. Но чаще всего, после наступления школьного года информация все равно с головой захлестывает. Как же справиться с этой бурей?

Учиться – это тоже навык

Почти каждый малыш приходит в первый класс с оптимистичным настроем. Он, конечно, верит в свои силы и ожидает, что будет отличником. Однако все оказывается не настолько просто и не все получается сразу. «Как же так? Неужто я не так хорош?» — думает малыш. Такие же вопросы возникают и у родителей. Ведь все было замечательно до первого класса. Ребенок умел читать, писать, и прекрасно рассуждал.  И вдруг теперь слова — стресс и школа — превратились в почти синонимы. В чем причина?

Довольно давно учеников начали делить на способных, а также на отстающих. По поводу последних предполагали, что либо такие учащиеся ленивы, либо у них не достает ума. Многочисленные педагоги из этого положения видели единственный выход: такого ученика нужно заставить учиться. Но как именно? К сожалению, все в основном сводилось к наказаниям и усилению учебной нагрузки. 20 век принес человечеству знания, что ребенок может отставать в обучении не только из-за нехватки способностей и нерадивости. Большинство малышей не обладают навыками учебы. Они не имеют опыта организации в голове можно материала, и у них отсутствуют алгоритмы запоминания. Со временем эти навыки появятся, но до того времени необходимо терпеливо ждать и учиться.

Запоминаем сейчас или выучим потом?

У нас существует 2 основных типа памяти — краткосрочная память и долгосрочная. Память краткосрочная необходима лишь для того, чтобы мы могли ориентироваться в происходящих событиях. Например, мы пришли домой и временно поставили сумку возле порога, чтобы разуться и снять верхнюю одежду. После этого мы точно помним, где стоит сумка, и переставляем ее на место, где она обычно хранится.

Однако помнить долгие годы информацию о том самом местоположении сумки у нас нет никакого смысла. По этой причине мозг уже через несколько часов избавляется от лишней информации. Довольно часто забывается даже тот факт, что мы куда-то ставили сумку.

А вот важная информация и дела - другое дело. Их необходимо постоянно хранить в надежном месте. Такое место — наша долгосрочная память.

Основной проблемой с запоминанием является незнание особенностей работы данных 2-х видов памяти. У краткосрочной памяти совсем небольшой объем. К примеру, человек за один раз способен запомнить примерно 7–9 слов или цифр.

Но и эта информация не переходит полностью в долгосрочную память. Так, если спустя некоторое время попросить человека вспомнить те слова или цифры, которые он совсем недавно запоминал, назвать он сможет всего 3-4 из них. И даже эти три-четыре объекта вряд ли перейдут в память долгосрочную.

Дело в том, что долгосрочная память не хранит все подряд. Мозг хранит лишь то, что посчитал главным, а некоторые детали способен выбросить как несущественные. Главное для долгосрочной памяти — «скелет», а подробности - «мышцы» она при необходимости может нарастить. Но только, когда у нее имеется на это время.

Однако это тоже еще не все! Мало заложить что-то в долгосрочную память, из нее еще нужно достать. А вот тут снова возможны проблемы. Память не выдает все сразу, а лишь по частям, и не всегда полностью. Так при ее быстром наполнении без времени на переваривание она способна вернуть лишь 30% из своих «закромов».

Упорядочиваем архивы памяти

Представьте, что вы сотрудник архива и вам нужно перенести документы на хранение. Кабинет, в котором вы работаете небольшой. И вам вдруг вам с неистовой силой начинают приносить и приносить различные материалы. Очень скоро ваш кабинет уже до потолка наполняется бумагами. Что вы на это скажете? Скорее всего, вы прокричите: «Стоп! Я так работать не могу, мне негде повернуться! Так я не смогу обработать ни одной бумажки! Выносите все лишнее, а после подавайте небольшими партиями ваши документы».

Так и с памятью. Если вы будете запихивать в краткосрочную память все без разбора, в ответ она начнет все просто выбрасывать. И пропускная способность в «архив» заметно снизится. К тому же, при такой запарке, из архива немногое будет выходить.

Чтобы наш «архив» функционировал нормально, следует организовать последовательную и правильную доставку информации. Далее дать нашему внутреннему архивариусу возможность потрудиться. Как это выполнить? Обеспечив «в архив правильную поставку информации».

А) Задаем формат доставки. Перед тем, как начинать что-либо доставлять и раскладывать, надо разметить место в архиве, где все это мы будем хранить. С этой целью, прежде чем начать читать текст, следует прочитать заголовки, рассмотреть картинки, прочитать имеющиеся под картинками подписи. По данной информации уже будет примерно ясно, о чем же пойдет речь, а также в какой раздел памяти лучше это отнести и сколько потребуется «полок» для информации.

Б) Уточняем содержание. Ребенку необходимо прочесть один раз текст и тут же своими словами рассказать, о чем в нем говорится. Это даст возможность создать более четкие границы для материала, который необходимо запомнить. Не так важно, что расскажет ребенок не все либо не совсем точно. Не требуется особой точности, да и не беда, если факты он будет вспоминать не в том порядке. Можно поправить ребенка, если это поможет правильнее выделить главную идею текста.

Таким образом мы размещаем первую часть информации в его краткосрочную память. Теперь ребенку можно дать немножко отвлечься на нечто другое, на то, что не связано с прочитанной темой. В этот период краткосрочная память приступит к постепенному пропуску информации в хранилища.

В) Раскладываем по кусочкам. Сейчас, когда мы знаем, о чем текст, можно прочесть его еще более внимательно, а после разложить по частям то, что в нем происходит. Что произошло сначала, а что потом? К примеру, если текст про лето, то какие признаки летней поры описывает автор?

Г) Пользуемся ментальной картой. Это достаточно легкий метод — представляем информацию в форме схемы алгоритма, помогающего далее быстро припомнить все содержание текста. Сам по себе мозг при запоминании создает подобные алгоритмы, но мы можем ему помочь в этом.

Рисуем карту в виде «дерева». Тема лежит в его основании, а уже от нее отходят «ветки». Что в тексте описывается про лето? Природа - погода — животные. Что о погоде? Тепло — ярко светит солнышко. Что написано в тексте о природе? Зеленая травка и листва, летают бабочки. Что о животных? Греются на солнышке и т.д.

После того, как создана ментальная карта, стоит снова отключиться, чтобы отдохнуть 15 минут. Вы можете просто дать малышу подвигаться, можете дать время сложить вещи для следующего учебного дня в портфель, или можете начать делать какой-либо другой урок, который не сильно напрягает ребенка, нравится ему.

Д) Проверяем усвоенное. После того, как мы все по полочкам разложили, остается лишь один шаг. Проверить, как полученная информация будет извлекаться из хранилища. А для этого нужно протестировать ребенка. Не нужно устраивать экзаменационных процедур, просто позадавайте ребенку по пройденной теме несколько ключевых вопросов. И сделайте упор на том, что не слишком хорошо запомнилось ребенку. Если имеются какие-либо заминки, то следует это место проговорить еще раз. А через полтора–два часа пройтись по теме еще раз.

Мы рассказали только об одной из многочисленных методик, помогающих ученикам легче справляться с заданиями. Не следует ожидать, что ребенок будет схватывать алгоритм на лету. Сначала чертить ментальные карты придется вам, чтобы вашему школьнику удалось ухватил суть этого. Однако, с каждым разом, ребенка нужно все более и более привлекать к созданию карт, чтобы он начал сам, через какое-то время, делать это.

Возможно вся процедура вам покажется достаточно долгой, но, поверьте, она на самом деле существенно экономит время, благодаря тому, что память начинает функционировать более эффективно.