Советы родителям детей с моторной алалией

Советы родителям детей с моторной алалиейАлалия является грубым недоразвитием или полным отсутствием речи, которое вызвано органическими поражениями в корковых речевых центрах головного мозга, происходящими внутриутробно либо в первые три года жизни малыша.

Алалия характеризуется поздним появлением речевой реакции, бедностью словарного запаса, аграмматизмами, нарушением слоговой структуры, фонематических процессов и звукопроизношения. Ребенку с алалией необходимо неврологическое и логопедическое обследование.

При алалии психолого-педагогическое воздействие также должно включать развитие психических функций, медикаментозную терапию, развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов и связной речи.

Алалия - классификация

В наши дни в логопедии применяется классификация алалии по Ковшикову В.А., согласно которой выделяется:

  • Экспрессивная (моторная) - в данном случае у ребенка собственная речь не развивается, но остается сохранным понимание чужой речи.
  • Импрессивная (сенсорная) – при такой патологии нарушается корковый высший анализ, а также синтез речевых звуков и, несмотря на сохранение физического слуха, речь окружающих ребенок не понимает.
  • Ребенок с алалией нуждается в консультациях детского невролога, логопеда, детского отоларинголога и детского психолога.

Неврологическое обследование помогает выявлять и оценивать степень и характер повреждений головного мозга. Для диагностики ребенку могут рекомендовать ЭЭГ, эхоэнцефалографию, рентгенографию черепа, а также МРТ головного мозга.

Чтобы исключить тугоухость при сенсорной алалии проводят отоскопию, аудиометрию и пр. исследования слуховой функции. В нейропсихологическое обследование включается диагностика слухоречевой памяти.

Обследование логопедическое начинается с выяснения перинатального анамнеза, а также особенностей в раннем развитии ребенка. Особое внимание, при этом, обращают на сроки речевого и психомоторного развития. Диагностику устной речи (импрессивной, артикуляционной моторики, фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя и т.п.) проводят по методике обследования при ОНР.

Советы родителям ребенка, при подозрении на алалию моторного типа

У ребенка нет стремления к общению со взрослыми и детьми, речь его существенно отличается от норм, в некоторых случаях ее понять просто невозможно. Но, при этом, ребенок понимает, что ему говорят, сам же он говорит на языке ему одному понятном, нервничает, если его просят что-нибудь сказать либо повторить за взрослыми, молчит, либо уходит.

Что делать родителям при подозрении у ребенка речевой патологии

Симптомы, по которым можно заподозрить, что у малыша моторная алалия:

  • Ребенок не способен повторить за взрослыми движения языком или губами, так как не понимает, как можно это сделать.
  • Ребенок самостоятельно не может переключиться из одного к другому положения артикуляционной гимнастики, к примеру, показать язычок, а потом улыбнуться, ему приходится себе помогать руками. Такие детки неловки и неуклюжи, их пальчики с огромным трудом выполняют точные движения (выкладывает из мозаики фигуры, нанизывает предметы на шнурок, застегивает и расстегивает пуговицы и пр.).
  • У ребенка с моторной алалией страдает его внимание, он часто отвлекается и не может дослушать инструкцию до конца.

Главными помощниками мам и пап ребятишек, которым поставили, при логопедическом обследовании, данный диагноз, являются детский невропатолог, психолог-дефектолог и логопед.

Логопедические занятия с ребенком-алаликом проводятся поэтапно. Не стоит бояться логопедической диагностики, ведь с ее помощью логопед внимательно изучает все речевые проявления малыша и намечает путь по эффективной коррекции.

Медикаментозная терапия, которую прописывает детский невропатолог, помогает в стимуляции процессов восстановления мозговых речевых зон. Сопровождение данной терапии повышает эффективность занятий с психологами и логопедами, по этой причине - неразумно отказываться от лечения, предложенного врачом.

Самой безответственной тактикой родителей является ожидание того, что возникшая ситуация сама собой разрешится, и ребенок сам вдруг заговорит. Важно понимать, что каждый месяц промедления и отсутствия коррекции в дошкольном раннем возрасте далее может стоить одного-двух лет в процессе школьного обучения. Если же сочетать предложенную специалистами лекарственную терапию с работой коррекционной, а также перестроить общение родителей и ребенка, с учетом рекомендаций, в большинстве случаях можно получить значительный прогресс и даже исправить ситуацию практически полностью.

Рекомендации к речи взрослых из ближнего окружения малыша с моторной алалией:

  • Строим свою речь надо из простых, коротких предложений, которые состоят из 2-4-х слов.
  • Используем различную интонацию, меняем силу голоса.
  • Делаем между фразами надо недлинные, однако четко обозначенные паузы.
  • По несколько раз повторяем словосочетания.
  • Обращаемся к ребенку как можно чаще, задаем ему вопросы. Тут применяем тактику: взрослый спросил, и, после небольшой паузы, сам ответил.

Чего нельзя делать:

  • Недопустимо от ребенка требовать сказать и назвать то, что в этот момент не входит в перечень его возможностей. Не нужно давать чересчур много речевого материала.
  • Нельзя повторять за малышом слова, неправильно им произносимые – слова заменители. Ребенок должен слышать исключительно правильно звучащую речь. Также отметим, что речевой фон необходим чистый, ясный и понятный ребенку.
  • Интонацию желательно использовать различную, меняя силу голоса.
  • Нельзя говорить об отставании при ребенке. Не нужно раздражаться, не нужно стесняться того, что ваш малыш не говорит.

Необходимо стимулировать речевое развитие, посредством тренировок движения пальцев рук: это может быть массаж каждого пальчика и кистей рук, поглаживание и разминание, а также активные упражнения для пальцев рук.

Сопровождаем своеобразными комментариями все режимные моменты (кормление, купание, умывание, одевание, раздевание и наблюдения за окружающим миром на прогулке).

Деткам старшего возраста, помимо «пальчиковой гимнастики» необходимо развивать также мелкую моторику рук, применяя упражнения: с колечками, массажными мячиками; с различными мелкими предметами; игрушки-тренажеры с молниями, пуговичками, шнуровками, телефонными дисками, замками и ключами; лепку; аппликацию; конструкторы; пазлы; мозаики и т.д.

К большому сожалению, многие из родителей думают, что задержку развития исправляют логопеды, однако это не так.

Даже, если вам повезло, и вы нашли прекрасного логопеда, вам следует осознать, что нельзя перекладывать на специалиста весь груз ответственности за развитие речи вашего ребенка с моторной алалией. Вам необходимо обеспечить для своего ребенка насыщенную речевую среду, изменить сложившуюся систему семейного воспитания, усилив речевое развитие.