Как развить самостоятельность у ребенка

Как развить самостоятельность у ребенкаОдной из наиболее сложных задач родителей во все времена является обучение подрастающего ребенка самостоятельности, а также подготовка к его безболезненному входу во взрослую жизнь.

Несколько наших несложных советов от детских психологов пригодятся и начинающим родителям озорных трехлеток, и уже закаленным родителям выпускников школы.

Прежде всего, давайте вспомним свое детство. Кто из вас уже в семь лет самостоятельно мог разогревать обед, бродил по пустырям и стройкам, кто уже в старших классах зарабатывал свои первые деньги? Согласитесь, такое уличное детство помогло нам получить самостоятельные навыки.

Вы, вероятно, скажете, что в сегодняшних оранжерейных условиях сложно воспитывать самостоятельность в детях. Но это необходимо сделать!

Конечно, к каждому ребенку необходим индивидуальный подход, но мы надеемся, что наши советы по воспитанию самостоятельного ребенка станут для вас полезной информацией и что-то вы возьмете на вооружение.

Так, что же считать самостоятельностью?

Давайте определимся, самостоятельный ребенок – это совсем не тот, кто без напоминаний убирает за собой огрызки от яблок в комнате и не тот, кто может сходить за хлебом в магазин. Самостоятельностью мы называем сочетание навыков делать что-либо без помощи родителей и психологическую готовность принимать простые решения, а также нести ответственность за них. Родительская задача научить детей выполнять то, и другое!

Правило №1. Родительский настрой – самая важная составляющая

Именно с родителей начинается воспитание самостоятельности в ребенке.

Только ваше умение и готовность последовательно и планомерно «отпускать поводок» помогут привести вашего ребенка к психологической готовности принимать хоть и маленькие, но зато самостоятельные решения, а также к освоению новых навыков.

Безусловно, это кропотливый труд – внимательно день за днем отслеживать прогресс, предлагая ребенку все новые методы воспитания ответственности.

Правило №2: Двигаться от малого к большому

Вспомните, как трудно было отпустить ручку вашей крохи и позволить ей сделать самостоятельные первые шаги и набить свои собственные шишки? Весь процесс воспитания ребенка, начиная с рождения и заканчивая вылетом из родительского гнезда является пошаговым процессом сепарации. Стоит отметить, что взрослый самостоятельный человек намного непринужденнее вырастает из того малыша, которому в четырехлетнем возрасте позволяли выбирать, на какую площадке и в какой одежде отправиться на прогулку, а также из тех, кому разрешали в десятилетнем возрасте самостоятельно выбрать, как проводить свободное от школы время: на футбольной площадке или же на занятиях по фортепиано.

Здесь можно привести в качестве примера подход родителей из США, там на улице можно часто встретить достаточно нелепо одетых детей: шортики в прохладный осенний день, костюм феи, тапочки и пижама. Такое случается по той причине, что американцы-родители разрешают своему подросшему малышу выбирать самостоятельно, как нарядиться на прогулку. Ребенок замерз? Родитель с ним просто вернется домой и предложит надеть вместо шортиков теплые штаны.

Необходимо культивировать и поддерживать в вашем ребенку стремление, а также умение делать маленькие выборы ежедневно. Хвалите его за правильно принятые решения, помогайте и объясняйте исправлять ошибки, если что-то у него не получается.

Правило №3. Чем старше ребенок – тем больше становится дистанция и, соответственно, право на ошибку.

Следует позволять своему ребенку совершать ошибки, осознавать эти ошибки, а также нести за их последствия ответственность. Предлагайте ему пути решения, а не бросайте его в одиночку эти последствия расхлебывать, если вы заметили, что он не справляется. И, пожалуй, самое важное – помните - право на ошибку имеет не только ребенок, но и его родители!

Ошибки здесь неизбежны. И если эти ошибки не причиняют вреда ментальному и физическому здоровью членов семьи – принимайте это как должное.

Между прочим, «работа над ошибками родителей» является бесценным опытом для ваших детей: самое лучшее - показать на своем примере, что многие из неправильных решений обратимы.

Правило №4. Активное участие в детских занятиях

В 30-х годах 20 века психолог Выготский ввел в обиход базовые правила развития и воспитания ребенка. Они чрезвычайно просты – ребенок сможет самостоятельно завтра делать только те вещи, которые сегодня он делает с помощью взрослого.

Это совсем не значит, что нам взрослым нужно делать все самим за ребенка. И это не значит, что самостоятельнее и развитее станут дети, родители которых ничему не обучали, предоставляя им учиться способом только самостоятельных ошибок и проб.

Это означает, что если вы сегодня вместе печете пирог, пришиваете пуговицы или поливаете огород, то велика вероятность, что завтра ваш малыш сможет это сделать самостоятельно.

Ежедневно вместе расширяйте круг самостоятельных базовых навыков: собирать рюкзак в школу, завязывать шнурки, мать свою обувь, складывать свою одежду и ухаживать за домашним питомцем. Спустя какое-то время ребенок все это сможет делать сам.

Правило №5. Выделение сфер ответственности

Самое трудное – это переход от теории к самой практике. Необходимо обсудить то, за что ваш ребенок сможет отвечать самостоятельно. К примеру, школа и домашние задания и музыкальная школа.

Кроме дел персональных, касающихся только ребенка, следует выделить сферы ответственности, которые касаются всей семьи. Это могут быть несложные домашние дела с учетом возраста – от простого выноса мусора и до приготовления яичницы по воскресеньям.

Если имеется возможность не вмешиваться в процесс – постарайтесь не делать этого. Первые пару раза сами покажите ребенку алгоритм, по которому решаются несложные проблемы в школе, а далее предложите ему выполнять это самостоятельно.

Правило №6. Превыше всего - безопасность!

И вот, наступил – тот момент, когда ваш ребенок говорит, что может самостоятельно ходить на секцию или предлагает сходить сам за хлебом! Как первые самостоятельные выходы ребенка из дома сделать максимально безопасными?

  • Напоминаем ребенку правила безопасности на улице, регулярно и непринужденно обсуждаем, как необходимо себя вести при внештатных ситуациях. Рассказываем, что делать, когда незнакомый человек на улице просит о помощи либо предлагает с ним пойти, используя разные предлоги. Кого позвать на помощь. Как вести себя, если вдруг хулиганы пытаются у него отобрать деньги или телефон. Проверяем, знает ли ваш малыш алгоритм поведения в подобных ситуациях. Не постесняется ли он на улице закричать и позвать на помощь? Отрабатываем данный навык, например, в лесу.
  • Обсудите с ребенком и нарисуйте безопасный маршрут. Непременно попросите ребенка от него не отклоняться.
  • Одеваем ребенка в запоминающуюся одежду и обувь, необходимо всегда иметь под рукой его свежую фотографию.
  • Если вы на работе, а ребенка дома оставляете одного, разработайте «безопасное расписание», куда включено напоминание позвонить родителям, когда вернулся из школы, а также перед прогулкой с друзьями либо после возвращения с кружка. Ребенку следует наизусть знать телефоны родителей и, конечно, службы спасения.

Желаем родителям терпения, а их ребятишкам легкого взросления!