Не объясняющая угроза

Сколько раз мы с вами сталкивались вот с такой ситуацией… В лифт заходят две женщины и мужчина с дочкой лет трех. Лифт поехал. Девочка любопытным пальчиком скользит по блестящим, гладким кнопочкам. Палец ребенка замирает на кнопке вызова мастера.

— Папа, что это?— Не нажимай, иначе тетя будет ругаться.
Ребенок отдергивает палец, прижимается к папе и начинает внимательно рассматривать женщин рядом.

Она явно пытается понять, какая же из этих теть сейчас будет ее ругать.

Конечно, папа имел в виду не этих теть. Однако, у девочки ведь нет понимания, что та самая кнопка в лифте для связи с какой-то совсем другой тетей, беспокоить которую просто так нельзя.
Так мы получаем формирование доверия или скорее недоверия к миру! Ребенку дан посыл: осторожно, лучше не трогать ничего, а то тебя отругает любая тетя ни за что. Конечно, папа не подумал… Папа думал совершенно о другом и просто отмахнулся от детского вопроса. Ребенок спокойно стоит, никуда не лезет и никому не мешает. Папа очень быстро дисциплинировал дочь. Но, только эта угроза, которая ничего не объясняет, может иметь довольно негативные последствия для дальнейшего формирования ребенка. Ребенок получил установку: «Просто ничего не трогай, иначе тетя поругает.» Без каких-то объяснений. Если такие случаи будут повторятся часто, то уже лет через десять папа будет задастся вопросом: «А почему у нас такая неуверенная дочь? По какой причине она всего боится? Из-за чего так настороженно-скованна в общении с незнакомыми людьми?»
Кроме этого, такая же фраза, часто повторяющаяся «А то тетя поругает!» для другого ребенка способна привести к последствиям совсем иным, но также нежелательным.

В магазине активный ребенок придумал игру: сбрасывать одноразовую посуду на пол с нижней полки. Целлофановая упаковка так призывно шуршит. Если вытянуть снизу комплект с цветными стаканчиками, то верхние тоже валятся друг за другом на пол к восторгам малыша. Мама просит прекратить безобразие и это вполне логично. Но КАК же она это делает! Показывает ребенку фигуру девушки сотрудника магазина в красной форме, которая выкладывает на полки товар, и яростно шепчет: «Прекрати! А то эта тетя сейчас тебя отругает!
Но почему ругать непременно должна тетя? Почему, например, этого не может сделать мама? По какой причине прекращать нежелательное действие ребенок должен исключительно при внешней угрозе, а не под воздействием внутренней мотивации, чтобы не осложнять жизнь для окружающих? Например, если бы в поле зрения не было бы тети в форме, то можно было безнаказанно бы продолжать сбрасывать с полок товар?
«Не кричи и не топай возле кабинета врача! Иначе доктор сейчас выйдет и тебя отругает!» — очень часто такое можно услышать в очереди детской поликлиники. Но почему не призвать к соблюдению порядка доводом, что крик просто мешает вести прием врачу?

«Не срывай цветочек с клумбы садика! Ирина Викторовна сейчас начнет ругаться!» Ирина Викторовна вообще-то начнет объяснять, что цветочек живой, что растет он тут, чтобы радовать всех проходящих мимо своей красотой. А на следующую прогулку принесет лейку и даст полить цветочек.

Но занятая мамой позиция удивляет. Мама явно желает остаться для ребенка «хорошей», той, которая не ругает. Ведь всегда можно сказать о чужой тете, готовой поругать малыша за нежелательное действие. Таким образом у ребенка формируется лишь внешняя совесть и только одно правило: все можно, если не видит тот, кто способен наказать. Ну, а внутренняя совесть — именно та, за чье формирование и отвечает мама – просто отсутствует. Таким образом у ребенка не возникает внутренней системы запретов: это нельзя, а это можно, потому что это плохо для окружающих.