Занятия с нейропсихологом

Занятия с нейропсихологом

Детский нейропсихолог
нейропсихологическая диагностика,
коррекционная диагностика
Логопедический массаж

Логопедический массаж

Логопедическая техника,
нормализующая произносительную
сторону речи
Занятия с логопедом

Занятия с логопедом

Коррекционные занятия

с детским логопедом в Ростове-на-Дону

Занятия с дефектологом

Занятия с дефектологом

Коррекционные занятия
с дефектологом в Ростове-на-Дону
Психологическое консультирование

Психологическое консультирование

Занятия с детским и семейным
психологом помогут решить
проблемы, которые вас тревожат
Мозжечковая стимуляция

Мозжечковая стимуляция

Совершенствование функций мозжечка,
и структур мозга, отвечающих
за формирование речи и поведения

В наше время все чаще психологи сталкиваюсь с пациентами, которые, не понаслышке, знакомы с травлей.  И как правило, даже много лет спустя данная тема не перестает быть болезненной, вызывая такие острые вопросы, как: почему я, за что, что со мной не так? Мы с ужасающей периодичностью узнаем об очередных трагедиях в школах. И конечно, задумываемся, а можно ли это было предотвратить. Безусловно, можно! Если взрослый человек равнодушно не пройдет мимо, включится в возникшие проблемы детских взаимоотношений, поможет с ними справиться.

О стайных инстинктах

Не секрет, что человек — социальное существо, в нем заложена потребность самой природой быть в группе, быть своеобразной частью чего-то большего, ощущать себя одним из членов своей «стаи». И дело в том, что у детей указанная потребность выражается еще сильнее. Важно понимать, что это не является прихотью, это просто законы развития и взросления. На первом этапе малыш хочет походить на родителей, далее, подрастая, он начинает ориентироваться на сверстников, подражая уже им. Ну, и как мы знаем, «белые вороны» очень жестоко из подобных «стай» изгоняются. Наступает время, и постепенно дозревают лобные доли мозга (не ранее 12 лет), и наконец-то в голове ребенка возникает понимание ответственности, морали, нравственности, взаимоуважения, а также осознание собственной уникальности. В это время у детей пропадает стремление быть как все, не выделяясь из толпы. Но случается это потом, а сейчас…  А сейчас они инстинктивно сбиваются в «стаи». Отлично, если у них имеется авторитетный взрослый, держащий руку на пульсе, который отслеживает появляющиеся групповые психологические процессы, а также помогающий группе создавать позитивные основы для сплочённости: вырабатывать командный дух, взаимопомощь, общие интересы и дела.

Однако к великому сожалению, подобных взрослых невероятно мало, и их не хватает на все детские «стаи». Тенденции современности таковы, что школы более не желают заниматься этим. Дети приходят туда, отсиживают занятия, «зависают» в своих телефонах на переменах и уходят. Но потребность в сплочении остается, и без взрослого авторитета, в идеальном варианте классного руководителя, детскую группу могут одолеть деструктивные процессы: ребятишки вдруг осознают, что можно сплачиваться и дружить против кого-либо. У них возникает ощущение, что они хорошие, они вместе, с ними все хорошо. А если кто-то не так хорош, то «фас на его».

Чем больше в себе ребенок не уверен, тем больше вероятность, что он станет участником в травле. Возникает вопрос, на какой из сторон. Хотя, для отдаленных последствий, особой разницы не имеется. В травле присутствуют три стороны: жертва, агрессоры и наблюдатели. Стоит отметить, что страдают в этом треугольнике все участники!

Жертве достается опыт унижения, беззащитности, отвержения и тотального одиночества.

Агрессоры приобретают опыт жестокой стаи: подлость, безнаказанность, иллюзия правоты и силы. Данный опыт, страшно обедняет их высшие чувства, исключая сострадание, сочувствие и душевную близость. Такие личности огрубевают, у них развиваются асоциальные черты. Далее это может сделать человека изгоем во взрослых коллективах, ведь там ведутся другие игры, они более изощренные и тонкие.

Также страдают свидетели происходящего, не смотря, на то, что они, на первый взгляд, находятся в стороне, делая вид, что не происходит ничего особенного. На самом деле душа в это время получает негативный опыт бессилия перед толпой. А также жгучего стыда, из-за своего бездействия и малодушия, так как они осознают мерзость всего происходящего, презирают себя за трусость, множество раз прокручивая в своей голове варианты, как смело и решительно они могли бы сопротивляться толпе. Многим взрослым это знакомо по их собственному опыту: долгие годы всплывают воспоминания о том, как промолчали, оказывая значительное влияние на формирование самооценки.

Следовательно, подобная ситуация имеет негативные последствия для всей группы в целом. Ведь насилие пожирает невероятное количество энергии, при этом ее не остаётся на учёбу, на развитие, на дружбу и взросление. Когда в классе «живет» нездоровая атмосфера, однако конкретно вашего сына или дочь не травят, облегченно выдыхать не стоит. Так как в толпе ответственность за происходящее делится на всех, даже самый благополучный и добрый ребенок, попадая в подобное место, способен совершать страшные и несвойственные ему поступки.

Какие ошибки делают взрослые

Частенько родители оправдывают деструктивное поведение своего ребенка различными способами. Сразу оговоримся, для решения проблемы это неверный путь.  От таких взрослых можно часто услышать следующие фразы:

«Дети просто так играют». Очень сложно и не хочется соглашаться с тем, что ваш ребенок является агрессором. Важно для начала осознать это самим, а далее донести до ребенка, что категорически запрещены любые игровые ситуации, в которых кому-то страшно, больно, неприятно, стыдно или обидно!

«Этот ребенок виноват сам, он просто не такой как остальные». Просим вас, осознайте, запомните и растолкуйте детям, что жертва никогда не бывает виноватой! Не существует таких качеств характера, поведения или внешности, за которые можно травить человека. Да, как правило, и травят, не за что-то определенное, а потому что есть желание нападать, просто нравится ощущать власть над другим.

«А куда смотрит школа?» Прочтите внимательнее свой договор с учебным заведением, там имеются пункты, которыми можно подивиться. На школе минимум ответственности и максимум ответственности на родителях.

И если быть уж совсем честными с собой, воспитание — это забота родителей. Именно мы должны объяснять, что издеваться над животными – жестоко, смеяться над упавшим — подло и трусость - обижать тех, кто слабее.

«Задумайся, может, это ты делаешь что-то не так?» — очень плохой совет для ребенка, которого регулярно бьют в школе, игнорируют или обзывают. Здесь не эффективны, ни разговоры по душам, ни индивидуальное общение с психологом, так как они имеют направленность на личность, а травля — это заболевание групповое. Его необходимо лечить системно!

Так как же действовать взрослым, когда они узнают о буллинге?

Прежде всего, необходимо быть внимательными к ребёнку, нельзя игнорировать его слова о насилии происходящем в классе, не оставляйте его наедине с проблемой, которую ему одному не решить. Не ждите наивно, что все рассосётся само. А в случае, когда ваш ребенок является наблюдателем либо агрессором, не ищите его поступкам оправдания.

Дайте происходящему истинное определение. Если ребенка намеренно, постоянно доводят до слез, регулярно дразнят, отнимают, прячут, портят его вещи, если щипают, толкают или дергают за волосы, если игнорируют — это является травлей и насилием.

Выясните, кто готов взять на себя ответственность за прекращение этого насилия. Будет идеально, если за это возьмется педагог. Если же классный руководитель решить проблему не в состоянии - идите к директору. Но, если и он попробует переложить на вас ответственность, сообщите, что направитесь во внешние инстанции. И это не помогло? Значит, обращайтесь в контролирующие органы.

Начинающий работать с проблемной группой авторитетный взрослый, называет явления и вещи своими именами, дает им однозначную оценку, объясняет их недопустимость. В этом случае нельзя противопоставлять агрессоров и жертву, следует обозначать травлю как проблему общего характера, как общую болезнь. «Имеются заболевания, которые способны поражать целые коллективы. Не моющий руки человек может заболеть. Так и класс, не следящий за чистотой своих взаимоотношений - заболевает. И болезнь эта называется насилием! Это ужасное заболевание и вылечить его можно лишь сообща, только всем вместе». Подобные объяснения снизят в группе градус напряжения, снимут противостояние «агрессор – жертва - наблюдатели». Так взрослый даст понять, что все, без исключения, находятся в одной лодке, никто не остается в стороне.

Предлагаем несколько практических методов, которые помогут взрослому достучаться до детских сердечек:

Посмотрите вместе фильмы о детском насилии. С группой постарше подойдет фильм «Повелитель мух», группе помладше - «Чучело». После устройте обсуждение увиденного и пусть дети сами ответят на вопросы: Кто здесь виноват? Зачем так поступили герои? К чему, в итоге, это привело? Что испытывала, чувствовала жертва?

Также можно посмотреть с детьми мультипликационный фильм «Гадкий утёнок». Причем возраст не имеет значения. Обратите внимание группы на эпизод травли маленького утенка. «Как правило, мы с вами задумываемся о главном герое сказки, мы жалеем его и, конечно, негодуем, что с ним так поступают. Что же будет дальше с утенком? Все у него сложится прекрасно, и речь сегодня вовсе не о нем. Так что, давайте с вами поговорим о тех курах и утках, которые его клевали, щипали и гнали. Что же произойдет с ними? Они ведь так и останутся злыми, не умеющими ни летать, ни сочувствовать. Ситуация в вашем классе очень схожа с этой, каждому из вас нужно определиться, кто в этой истории он. Какой вы сделаете выбор? Давайте это обсудим». Данный практический прием поможет осознать суть и последствия травли, как детям, так и взрослым.

Сформируйте и сформулируйте новые правила нахождения в группе. Запишите эти правила на ватман и прикрепите этот ватман на видном месте. Идеально будет, если каждый из детей поставит там свою подпись. Указанный прием называют «заключением контракта», и работает он очень эффективно. При нарушениях какого-либо из правил, мы можем подвести нарушителя к плакату и показать на оставленную им подпись. Среди правил могут быть следующие пункты:

В нашем коллективе никто дракой не выясняет отношения!

В нашем классе никто друг друга не оскорбляет!

В нашем коллективе за дракой спокойно не наблюдают. Дерущихся тут же разнимают!

В нашем классе запрещено нецензурно выражаться!

У нас не угрожают, не берут и не портят чужие вещи!

У нас не прикасаются без согласия друг к другу!

Хотелось бы также обратить ваше внимание, что нельзя бросать детей, когда кажется, что уже все улеглось. Группа будет по-прежнему нуждаться в заинтересованном авторитетном взрослом, которому интересны ее проблемы и надежды.

Помните, проблема травли существует!

Обсуждать и что-то делать с этим актуально как никогда. Без нас нашим детям просто не справиться. Давайте станем по-настоящему взрослому!