3 основных принципа для воспитания ответственности у ребенка

Свобода, воля, осознание последствий - все это входит в состав весьма абстрактной категории, называемой ответственностью. Призывать ребенка к ответственности можно долго и безуспешно, даже доходчиво объясняя ему смысл ваших требований. Намного результативнее будет применение определенных конкретных действий, чтобы на самом деле развить данное качество.

Ответственность, в широком смысле этого слова, заключается в постоянной готовности нести ответственность, например, за какие-либо отношения, за нормальное существование домашнего животного, за порядок в своей комнате или каком-либо другом уголке дома, за свои обещания, слова и поступки, в конце концов. До ребенка нужно донести, как утверждает детский психолог, что ответственность является способностью, связанной в его желанием управлять своим маленьким миром во всей вселенной. Это довольно интересно для ребенка, поскольку ответственность является изнанкой свободы: он хозяин ситуации, управляет ею, а следовательно и с последствиями разбираться тоже ему самому.

Результатом традиционного "воспитания" являлось ожидание упреков, выговоров, попросту - головомойки, ведь в том понятии не были учтены психологические тонкости детского организма, а просто был призыв к ответственности и объяснения безалаберности, легкомысленности, беззаботности и безответственности человека: книга забыта, туфли порваны, постоянное опаздывание из-за долгого собирания, безобразие! Естественно, результатом такой проработки являлось всяческое стремление избежать какой-либо ответственности, чтобы не отругали потом. После домашней выволочки чувство ответственности заменяется чувством вины и тревоги, недовольства и неуверенности в самом себе. Издавна считалось, что вина - это кнут, подстегивающий раскаявшегося и решившегося исправиться ребенка к приобретению всевозможных эталонных добродетелей.

Такое формирование ответственности может завести в тупик. Детские психологи двадцать первого века решительно подчеркивают, что дети не являются маленькими взрослыми, никаким самобичеванием не получить им пользы, поскольку ответственность вырастает и формируется при наличии благоприятных условий, развиваясь совместно с эмоционально-волевой сферой. Следовательно, воспитание ответственности должно проходить пусть небольшими, но довольно конкретными шагами, ведущими к определенной цели.

НЕОБХОДИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ЖИЗНЕННЫМ НАВЫКАМ

Многие детские специалисты-психологи, а среди них и психотерапевт Карен Раскин, написавший книгу "Девять ключевых методов воспитания вежливых детей, которые принимают ответственные решения", говорят о формировании ответственности как о приучении к самым простым бытовым обыденным привычкам, а не к каким-то фокусам и волшебству в детской голове. При этом рекомендуется следующее:

а) выделение небольших зон, в пределах которых малыш имеет возможность самостоятельных действий с постоянным совершенствованием своего навыка;

б) исключение перегрузки ребенка множеством дел, задание должно быть логичным и понятным. Двухлетнему малышу уже доступно мытье рук перед едой, вытирание разлитого молока или сока бумажным полотенцем, собирание камешков, выпавших из карманов его одежды, отлепление пластилина от маминой сумочки;

в) позволение ребенку оказывать вам посильную бытовую помощь, даже если потом будет необходима генеральная уборка, удаление испорченных продуктов, результативность обязательно будет.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА

Осознанный выбор является составной частью формирования ответственности, значит нужно обеспечивать ребенка пространством для принятия личных решений. Это может заключаться в самостоятельном выборе книги для чтения, игры или одежды в садик: шапку в виде тигра, плащ супермена, новые ботинки(даже если тепло), иногда это можно допустить. К зоне ответственности ребенка относится и время посещения горшка, доедания самой вкусной гречневой каши, тут давить на него не стоит. Он должен сам разобраться с сигналами, посылаемыми собственным организмом. Варианты выбора подрастают вместе с самим дошкольником: он может решить - как и что расставить в собственной комнате, как разложить одежду в своем шкафу, побывать ли на каком-то мероприятии с хороводами и играми. К школьному возрасту малыш уже сможет оценить интересность принятия самостоятельных решений, собирания портфеля без посторонней помощи, укладывая в него необходимые учебники, камешки, ракушки, любимую игрушку.

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

Любой детский психолог подтвердит, что в основе ответственности лежит самооценка. Приблизительно так это формируется: ребенок с радостью берется за какое-то важное дело, если у него возникает уверенность в собственных силах, в преодолении возникшей проблемы, появляется чувство компетентности и контроля над ситуацией. К примеру, он заботится о золотой рыбке в аквариуме, которая уже неделю не бедствует, всё хорошо, человек справляется с делом, гордится своими достижениями. Это поднимает его самооценку и стимулирует к выполнению новых задач - пришить к кукольной одежде пуговицу, налить свежей воды собачке.

Однако это не повод для постоянного восхищения и умиления действиями малыша, лучше поддержать его начинания более эффективно, обеспечивая собственный позитивный настрой, а также четкость обратной связи:" Спасибо, дорогой! Твоя помощь в загрузке стиральной машины была очень нужна. Жаль только, что тюбик с краской был там лишним, надо попробовать еще раз загрузить барабан в машине." В данном случае очень важна детская самооценка, поэтому, говоря о последствиях сделанного, не стоит бить по ней.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОМАШНИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Приглашение детей к совершению совместных дел имеет глубокий образовательный смысл, а кроме этого еще и дает почувствовать, что их ценят. Это вселяет гордость и уверенность в необходимости общего сотрудничества на благо семьи, даже если это только привинчивание гайки к стеллажу, помогая папе.

В американском штате Массачусетс исследователями из колледжа Уэлсли проведен анализ статей и читательских писем в журналах для родителей за 1920 - 2006 годы, который подтвердил их предположение, что за последний век домашние обязанности детей постепенно заменились парой простейших забот: убрать тарелку после ужина в мойку и садиться за уроки. А ведь именно с помощью домашних хлопот у детей развивается эмпатия, внесение своего вклада в семейное благополучие помогает развиваться ответственности. Не стоит бояться доверить ребенку мытье чашки или приготовление бутерброда, что нередко бывает не менее полезно, чем еженедельные трехразовые тригонометрические развивающие занятия.

ПОМОЩЬ В ФОРМИРОВАНИИ ОЖИДАНИЙ

Своими упреками в безответственности мы можем запрограммировать ребенка самосбывающимся пророчеством. Дети очень стараются соответствовать ярлыкам, данным родителями, поскольку вера в родителей велика. Если малышом постоянно забываются машинки на детской площадке, теряются варежки, он не помнит местонахождение своего пластмассового ружья, ему следует помочь, а не называть его "машей-растеряшей". Изобретение секретных приемов суперагентов, осматривающих песочницу, уходя из неё, загибающих пальцы, считая варежки, а также оборудующих свои автомобили веревочками, связанными с наличием ботинок, очень поможет ребенку заботиться о своих вещах. Можно попробовать помочь маленькому человечку в составлении списка, расписания или пронумеровывания пунктов, подлежащих проверке перед выходом на прогулку, если, конечно, он умеет читать. Короче говоря, вместо того, чтобы осуждать, попробуйте запрограммировать решение всех проблем с вашей помощью, естественно.

ЗАМЕНА УКАЗАНИЯ ВОПРОСОМ

Приказы чаще всего раздаются в армейских подразделениях, а любящим родителям, невзирая на утреннюю спешку, следует поинтересоваться у ребенка, что он забыл выполнить из процедур утренней гигиены, в данном случае родители в перспективе обязательно выигрывают. Ведь в данном случае ребенок сам вспомнил, что забыл почистить зубки и пошел сам исправить свою оплошность, а не родители его заставили. А потом еще и испачканное им же зеркало сам помыл.

СОБЛЮДЕНИЕ ДОПУСТИМОЙ ГРАНИ

Постоянно следует помнить о соответствии возрасту и способностям малыша всех домашних дел, самостоятельности и зон ответственности. Существует риск вызывания ощущения несостоятельности и даже паники непосильностью предъявляемых задач. Не следует, например, предлагать загружение посудомойки, если она в два раза больше самого помощника. У него ведь нет, как у Золушки, волшебницы-феи. Нужно учитывать задачи, с которыми ребенок легко управляется, уделять внимание тому, на что у него пока нет сил и умения, делать соответствующие выводы на перспективу.

Вот, собственно, и всё, на что следует обращать внимание, воспитывая у ребенка чувство ответственности.