Советы по общению с неговорящим ребенком

а) Все собственные действия, действия самого малыша, действия других и происходящие явления сопровождаем речевым комментарием. Деятельность и все режимные моменты неговорящего ребенка нуждаются в пояснениях, к примеру: «С добрым утром, ты проснулся. Сейчас мы пойдем в ванную и умоемся» или «Слышишь? Дверной звонок. К нам кто-то пришел».

б) Важно понимать, что речевые комментарии не должны перегружать внимание малыша, четко дозируйте речевой материал, который направлен к ребенку. Предположим, Вы делаете себе напоминание на холодильнике, вы же не станете писать множество слов. Вы напишите несколько отдельных слов, отражающих суть. Также мы с вами делаем конспекты, отмечая только основное. Основывайтесь на подобных аналогиях, когда формулируете речевые комментарии для ребенка. К примеру: «Видишь дерево (недолгая пауза). Высокое дерево (короткая пауза). А вон гнездо (опять пауза). А там сидит птичка (опять пауза). Покажи, где птичка. А вот дерево низкое. На нем птички нет. Тут есть птичка? Нет, птички нет». Для малыша с нарушением понимания речи комментарии должны быть еще короче. К примеру, во время вечернего принятия ванны: «Вода. Вода течет. Уточка. Резиновая. Пищит». Речевой комментарий, в данном случае, - это не развернутая связная речь со сложноподчиненными предложениями, а лишь речевые «маркеры» для окружающей действительности.

в) В речевые комментарии должны включаться части речи. Нужно называть не только предметы, но и действия. К примеру: «Это ключ. Он железный. Сделан из железа, значит железный. Ключ открывает дверь. Положи на ручку. Холодный. Ключ упал. Звенит».

г) Необходимо, чтобы речь, обращенная к ребенку была эмоциональной, с вариабельными интонацией, громкостью, тембром, с четкой и периодически утрированной артикуляцией. Такая речь поможет активизировать ориентировочную реакцию малыша и простимулирует его установить с Вами коммуникативный глазной контакт. Очень важно, чтобы взгляд ребенка был обращен на рот взрослого, но не стоит насильно поворачивать лицо ребенка и кричать: «Смотри на меня». Чтобы привлечь внимание ребенка к собственной речи можно воспользоваться визуальными эффектами: накрасить яркой помадой губы, надеть парик или шляпу, крупные серьги и т.п. Также вы можете положить ручки ребенка на свое лицо, если, конечно, он не против.

5. Для детей с нарушением понимания речи необходимо подкреплять речь жестами, а также использовать предметы или фото-графии (в возрасте до 5 лет - НЕ схемы) для улучшения понимания. Например, если ребенок злится и хочет Вас ударить (агрессия часто сопровождает поведение неговорящего ребенка и является естественной реакцией, нельзя запрещать ребенку злиться, это усилит негативизм и еще больше снизит желание говорить, но необходимо четко обозначить границы возможного проявления злости), скажите коротко «Стоп! Драться нельзя» и поставьте перед ребенком подушку или кресло мешок. Особенно в момент яркой эмоции необходимо следить за речевым образцом, подаваемым ребенку. Речь может появиться, в том числе, и на фоне отрицательной эмоции, поэтому важно не читать ребенку нотаций, а говорить четко и коротко. Если Вы хотите, чтобы ребенок начал собираться на улицу, кратко скажите «Идем гулять» и покажите фотографию ребенка на улице.

д) Говорите о том, что в данный момент актуально для ребенка, желательно в тот период, когда активна перцептивная (познание посредством ощущения) либо предметно-практическая деятельность ребенка (к примеру, ребенок помогает развешивать выстиранное белье).

е) Оречевляйте эмоции, чувства свои и малыша, это поможет развить эмоциональную лексику. Например, вы можете на поведение ребенка, которое Вам не нравится, ответить - «Я злюсь» или в ответ на нежелание с вами общаться - «Мне грустно, что я с тобой не могу поговорить».

ж) Не применяйте разнообразный речевой материал к одинаковым действиям, предметам и ситуациям. Всегда используйте одни и ту же речевые формы, но показывайте различные типы одного и того же предмета или явления. К примеру, на начальных этапах, и лужа, и вода в бутылке, и море, и река - будут называться одним словом «вода». При обучении пониманию инструкций, Вы будете проговаривать одно слово «Дуй», а дуть малыш будет на горящие свечи, вату, перья, пену в ванной, лепестки цветов и т.д. Совместно с логопедом либо самостоятельно разработайте перечень слов и инструкций, которые будете отрабатывать в течение недели или месяца.  Создавайте для малыша такие ситуации деятельности, где сможете чаще применять слова из данного перечня.

з) Не применяйте метафоры, инвертированные словосочетания и тому подобное при общении с неговорящим ребенком. Выстраивайте предложения по схеме «субъект + действие + объект», к примеру: «кошка лежит», «я убираю со стола».

Помните основное правило: следите за активностью малыша! Как только Вы замечаете его готовность повторить или сказать что-то самому, поощряйте данную активность, а сами затихайте. Чтобы ребенок говорил ему необходимо обилие собственной речевой практики.