Как учить ребенка с аутизмом частям тела?

Советы психолога о том, как научить частям тела малышей с аутизмом.
Обучение ребенка тому, как показывать и называть свои части тела является одним из очень важных навыков, которым необходимо научить его. Знание частей тела важно и для самых маленьких невербальных ребятишек, и для деток более старшего возраста, которые имеют определенные языковые навыки. Специалисты, имеющие многолетний опят работы с такими детьми, выделяют три наиболее успешные тактики при обучении детей этому важному навыку.


Для примера, можно вспомнить вот такую историю. Мама с маленьким сыном проходили психологическое тестирование для участия в программе помощи детям с речевыми задержками в развитии. Тест содержал вопросы о том, способен ли ребенок определять и показывать части своего тела по инструкции. Мама ответила утвердительно, но в процессе тестирования оказалось, что ребенок этого не мог. Выяснилось, что малыш показывал части тела только, когда мама пела соответствующую песенку, которая была подсказкой. Ребенок не понимал, что «покажи нос» отличается от «покажи руку», эти слова не имели для него смысла, а мама просто сама была не в курсе, как это правильно оценить. Вероятно, вы подумали, ну и что такого?
Психологи, занимающиеся работой с многочисленными детьми с аутизмом, сделали вывод, что именно обучение частям тела для ребенка должно быть в первых рядах. Названия частей тела легко произносятся, так как состоят из 1-го либо 2-х слогов, по этой причине, они прекрасно подойдут для обучения ребенка новым словам для проговаривания. Кроме этого, вы можете научить безречевого ребенка данным жестам, как альтернативной коммуникации, ведь название части речи при помощи жеста, зачастую, просто указание рукой на соответствующую часть тела. Этим жестам легче научить, нежели жестам более сложным, это в дальнейшем облегчит для малыша переход от жестов к устным словам.
Имеется и еще очень серьезная причина для обучения ребенка частям тела — это нужно для того, чтобы ваш ребенок умел сообщать вам о своей боли. Мы расскажем вам о трех методиках, с которых можно начать с ребенком обучение частям тела, если он не показывает, не называет или не может обращаться с просьбами, связанными с ними.

Вариант первый: магнитная доска для рисования
Если в вашем доме нет такой магнитной доски, можно использовать обычную бумагу. Рисуйте сами на доске или листике части тела и комментируйте эти рисунки. Некоторые детки очень любят рисовать и смогут не только научиться их рисовать, но и одновременно называть их.
Нарисуйте несколько кругов, а потом подскажите ребенку, как попросить, чтобы вы нарисовали глаза. К примеру, вы можете дать ребенку физическую подсказку, скажите «глаза» и помогите ему показать на свои глаза, после этого нарисуйте глаз. Такую же манипуляцию проделайте с носом, скажите «нос» и коснитесь своего носа, после этого нарисуйте нос. В такой ситуации ребенок не столкнется с высокими требованиями. В самом начале он может ничего не говорить и не делать, просто сидеть и наблюдать. Далее нарисуйте рот, также важно нарисовать зубы, так как «зубы» являются очень важным словом для просьб и называния. Более того, вам еще предстоит работа над чисткой зубов. Не забудьте про уши. Также можно нарисовать шапочку. Если мама или ребенок носят очки, их тоже можно добавить. Используйте разные маркеры или мелки, ведь ваша основная задача — заинтересовать процессом ребенка.

Вариант второй: игрушки типа «мистер Картофельная голова»
Даже если вашему ребенку 12-14 лет, но он до сих пор не в состоянии показать без подсказки нос, то не стоит считать, что он уже чересчур большой для игрушки «мистер Картофельная голова». Когда у ребенка речевые навыки находятся на уровне 2-х или 3-х лет, необходимы игрушки, которые можно разбирать на отдельные части. Полностью разбираем игрушку на составные части.
Передавайте части игрушки ребенку и помогайте ему в собрке фигурки. Каждую часть подносите к лицу и губам и называйте данную часть тела. Важно, чтобы ребенок смотрел на ваше лицо и, по возможности, мог повторять за вами в дальнейшем слова. Таким образом, вы прорабатываете и моделируете на игрушке называние всех частей тела, на листе бумаги или магнитной доске. Если у вашего ребенка имеются какие-то вокальные реакции, тогда в идеале у вас получится добиться эхо-реакции (повторения за вами). В таком случае вам будет не сложно добиться, чтобы ребенок начал вас просить нарисовать либо передать ему какую-либо часть тела.

Вариант третий: Видеомоделирование
Кроме уже перечисленных вариантов есть еще один – моделирование на видео. В данном случае можно использовать детские песенки, в словах которых упоминаются различные части тела. В таком видео можно сняться и самим, или даже снять на видео самого ребенка, чтобы именно он показывал различные части тела. Важно, чтобы при занятиях с магнитной доской или игрушками, чтобы вы выбирали в случайном порядке разные части тела. Но и с песенками, можно этого добиться, во время которых нужно показывать части тела.
Об успешности данной стратегии говорит случай с мальчиком, который за двухчасовое занятие мог сказать около десяти слов, и чаще это были слова «нос», «уши» и «глаза», поэтому для него было снято два видео с моделированием. На одном из видео психолог пела песенку «Голова, плечи, колени, пальцы». На втором видео специалист просто показывала и называла разные части тела. Она просто стояла перед видеокамерой и называла части тела «Привет! Глаза, нос, рот, зубы, очки.». Пару недель спустя, вернувшись из отпуска, специалист вошла в комнату и мальчик сказал: «Привет, глаза, нос, рот, зубы, очки, привет». На следующем занятии вместо обычных десяти слов за пару часа, ребенок сказал сто слов. Для многих деток это отличный способ стимулировать развитие речи.
И магнитная доска, и игрушки типа «картофельная голова», и видеомоделирование – придают ускорение в непростом обучении речи. Это отличная цель в обучении и детей, которые не могут показать части тела и совсем не говорят, либо редко называют части тела  и вам необходимо развить данный навык.