Советы по сенсорной интеграции в домашних условиях

Представляем вам советы от всемирно известного специалиста Уллы Кислинг по подготовке детской комнаты для занятий сенсорной интеграцией.

Многие родители слышали, что для деток с аутизмом полезна сенсорная интеграция. Все детки с аутизмом имеют нарушения в сенсорной сфере (недостаточная чувствительность или гиперчувствительность к звукам, вкусам, запахам и тактильным ощущениям). Кроме этого многие аутичные малыши неуклюжи и страдают от нарушений в балансе и координации движений. А ведь поведение и адекватное состояние ребенка во многом зависят от упорядоченности его ощущений, от того насколько адекватно малыш реагирует на определенные внешние раздражители и стимулы.
Иными словами, когда ребенок на ровном месте постоянно падает, не одергивает ручку от раскаленной сковородки, если любая одежда у него вызывает жжение по всему телу, если он жалуется, что постоянно в ушах стоит шум либо у него двоится в глазах, - все это, а также многое другое препятствует его нормальной жизнедеятельности и оказывает очень сильное влияние на его поведение и самочувствие. Любой абсолютно нормальный человек, если его поместить даже на короткое время в такие искаженные сенсорные ощущения, будет демонстрировать неадекватное поведение.
Давайте разберемся, что такое сенсорная интеграция? Сенсорной интеграцией называют взаимодействие всех органов чувств человека. Стоит отметить, что это очень сложное взаимодействие, оно начинается задолго до появления ребенка на свет, уже в конце третьей недели беременности!
Отлаживанием грамотного взаимодействия функционирования органов чувств занимаются профессионалы по сенсорной интеграции. Многие родители водят своих детей в специализированные центры на занятия по сенсорной интеграции. Прекрасно, когда имеется такая возможность! Однако частенько такие услуги довольно дороги или оказываются очень далеко от дома. А в некоторых населенных пунктах подобных центров и вовсе нет. Даже в крупных городах не хватает специалистов, а запись к ним занята на месяцы вперед. А ведь занятия необходимы ежедневно, они требуются уже сейчас, более того на много, много лет вперед. Как же быть в этой ситуации?
Невозможно за 45 минут сенсорного терапевтического сеанса в неделю добиться достаточно эффективного воздействия на нарушения, беспокоящие ребенка. Заниматься дома – это необходимость и для подобной цели важно оборудовать комнату и немедля приступать к занятиям.
Улла Кислинг рекомендует следующим образом обустроить в доме детскую комнату для занятий сенсорной интеграцией.
Наблюдая за малышом, вы можете определить, какие сферы у него отличает повышенная чувствительность, а какие – пониженная. К примеру, если ваш ребенок прикрывает ушки руками от громких звуков, – это является гиперчувствительностью к звукам. Когда ребенок не испытывает боль при падении – это является недостаточной тактильной чувствительностью. Понаблюдайте за ребенком и запишите все наблюдения.
Выделяют шесть человеческих органов чувств:  зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный аппарат (поддержание равновесия). Для отладки работы данных сенсорных путей, а также их взаимосвязи требуется предоставить малышу серьезный, разнообразный опыт в ощущениях.
Не забывайте, что во всех занятиях необходимо непременно следить за реакцией и состоянием ребенка. При повышенной чувствительности у ребенка каких-либо органов чувств, их стимуляции следует проводить особенно осторожно, постепенно и плавно. Подобным образом мы постепенно приучаем малыша к ранее неприятным для него ощущениям и обучаем его верно на них реагировать. Когда у ребенка чувствительность пониженная  – то необходимо, наоборот, предоставлять ему максимальные возможности для разнообразных сенсорных стимуляций.

Какие можно выполнять сенсорные стимуляции:
* Развивать вестибулярный аппарат и проприоцепцию в домашних условиях, а также на улице, то есть в повседневной жизни: вращающееся кресло, качели, шведская стенка, разнообразные кувырки и прочие гимнастические упражнения, горки и другие подобные приспособления для детских площадок и дома, катание на самокате, коньках, велосипеде, роликах, лыжах, карусели, плавание, бассейн с шариками, надувной матрас, мягкое кресло-мешок и пр. Можно купить специальные приспособления, не занимающие много места в доме: гамак, бревно, качающаяся балансировочная доска, батут, качели-дуга, труба-тоннель и прочие приспособления (пендолин, утяжеленное одеяло, канат, яйцо-мешок и множество других). 
Вестибулярная система формироваться у ребенка начинает уже на 21 день после зачатия! Все прочие органы чувств у человека начинают формироваться гораздо позже. По этой причине развитию вестибулярного аппарата малыша необходимо уделять особое внимание. Дело в том, что вестибулярная система накапливает двигательный опыт, в этом и заключается ее суть созревания и развития.

* Развитие слуха малыша. Воспроизведение различных звуков, которые может слышать ребенок. Необходимо познакомить малыша с данными звуками. К примеру, звуки разнообразных музыкальных инструментов, звуки моря, птиц и животных, ветра и леса, бытовой техники и машин. В Интернете можно скачать аудиозаписи перечисленных звуков либо продемонстрировать их вживую. В случае, если у малыша гиперчувствительность к звукам, ему особенно тяжело, ведь он не может побыть в тишине и постоянно слышит многочисленные звуки. В такой ситуации можно несколько раз в день использовать беруши, это позволит ушам малыша отдохнуть. Использовать лучше беруши мягкие, силиконовые, они легко принимают форму уха. Помните, засовывать беруши внутрь слухового прохода нельзя, располагать их надо только в области наружного уха.

*Развитие тактильных ощущений. Для этой цели прекрасно подойдут игры с сыпучими материалами (крупы, фасоль и пр.), игры с материалами природными, такими как песок или вода, занятия с тестом, пластилином, кинетическим песком. Применяются для развития тактильных ощущений пальчиковые краски, массажная и тактильная дорожка для ног, мячики с разными поверхностями и из разных материалов (резиновые, пластмассовые, с шипами, заполненные кропой), тактильное лото, можно использовать образцы различных тканей. Развивают тактильные ощущения и при помощи стимуляции с применением парных предметов, имеющих противоположные свойства (мокрый – сухой, твердый – мягкий, горячий – холодный, грубый – нежный и т.п.), число таких пар может ограничиваться лишь вашей фантазией.  Кроме этого можно поэкспериментировать с ощущениями непарными, к примеру, металлический, липкий, пластмассовый, деревянный, резиновый и т.д.

*Развитие зрения. Рассматриваем с ребенком карточки, книжки, картинки, применяем подсветку, свечи, разноцветные лампы.  Если у малыша присутствует эпиактивность, следует быть осторожнее с мигающими подсветками. Если у ребенка имеются проблемы с остротой зрения (из-за органических повреждений мозга) или он совсем маленький, то для занятий можно применять черно-белые карточки Домана и проводить стимуляции по данной методике.
*Развитие вкуса, с этой целью пробуем угощать ребенка едой с различными вкусами (сладкий, соленый, горький, кислый…), а также различной консистенции (пюре, твердую пищу, тянучки, шипучки и прочее). Кроме этого можно использовать специальную игру «лото вкусов», она обучает малыша новым вкусовым ощущениям. Если малыш отказывается пробовать новую еду, можно применить метод систематической десенсибилизации. А именно, постепенно сокращать у ребенка неприятные ощущения, которые связаны с новым видом еды. Для начала не попросите ребенка что-то скушать. Дайте малышу сначала посмотреть на незнакомую еду, после потрогать ее, активно хвалите его за проявление интереса. Потом попросите малыша просто взять небольшой кусочек в рот, далее пожевать. Необходимо действовать терпеливо и постепенно. Стоит отметить, что у некоторых деток ввод нового продукта может занять даже несколько недель. Не нужно отчаиваться, будьте терпеливы и последовательны.
*Развитие обоняния. Обучаем малыша распознавать различные запахи. К примеру, можно сделать мешочки, наполненные разными материалами, обладающие ярко выраженными запахами (например, хвоя, кофе, ванилин, апельсиновые корки, какао, лепестки роз и т.д.). Очень удобной для этих целей является игра «Лото запахов», в ней есть тридцать баночек с различными запахами и дополнительные ароматные наборы. Можно также применять аромолампы с разнообразными эфирными маслами. Однако при этом следует учитывать, что некоторые из эфирных масел имеют бодрящий эффект (к примеру, бергамот, апельсин, лимон), другие же наоборот успокаивают (масло лаванды, ромашки).

Помните, результат сенсорной интеграции напрямую зависит от вашего терпения и упорства!

Наш детский нейропсихологический центр предлагает занятия по специалистами, которые дают деткам необходимый опыт, помогают "изучить" окружающую среду, схему тела, понять, как они могут двигаться в пространстве, а родителям понять, каким образом нарушения обработки и интеграции сенсорных сигналов влияют на такие важные сферы жизни ребенка, как эмоции, игра, социальное взаимодействия, регуляцию поведения, обучение и освоение двигательных навыков.