Задержка психомоторного развития
На первый взгляд, безобидное выражение «задержка психомоторного развития» по сути своей несет достаточно серьезные сложности для родителей при воспитании малыша. Указанное патологическое состояние связано с отставанием деток по срокам развития в выработке навыков движения, координации, речи, в обучении, в общем, в освоении окружающего мира.
Сразу после того как малыш родился, включается стимуляция головного мозга, его постепенное развитие. Уже на первом году жизни ребенку необходимо освоить элементарную двигательную активность, то есть - удерживание головы, самостоятельное ползание, ходьбу, захват и перекладывание предметов. Кроме этого, в данный период закладываются основы речевого развития человека – гуление, односложные слова, разная эмоциональная окраска речи.
Основные признаки задержки психомоторного развития (ЗПМР)
Зачастую, данный диагноз, устанавливается в раннем детском возрасте на основе обнаруженных отклонений от общепринятых сроков развития детей. Каждый малыш индивидуален и, в наши дни, считается, что в условных границах получения навыков и двигательной активности значения могут варьироваться в достаточно широких параметрах. Подтвердить правильность диагноза позволит только тщательный осмотр невропатолога, а также дополнительные методики исследования.
Данный диагноз состоит из пары основополагающих – нарушение моторного и психического развития. В каждом отдельном случае степень отклонений может усугубляться в сторону психического либо двигательного компонентов.
Признаки отставания ребенка в психическом развитии:
- К третьему месяцу жизни ребенок не фиксирует свой взгляд, не узнает маму, не улыбается ей.
- Малыш не выражает своих эмоций в три месяца в форме «гуления».
- В шесть месяцев у ребенка отсутствует четкое разграничение своих и чужих лиц.
- В восемь месяцев малыш самостоятельно не играет любимыми игрушками.
- К одному году у ребенка не проявляются элементарные речевые попытки воспроизвести такие слова, как агу, мама, папа и т.п.).
Признаки отклонений в моторном развитии:
- Малыш в первые три месяца не удерживает голову.
- На четвертом-пятом месяце у ребенка не получается переворачиваться с животика на спинку.
- В шесть месяцев ребенок не научился сидеть.
- До года малыш самостоятельно или с поддержкой не стоит и не ходит.
Диагностика отклонений
После начального неврологического осмотра следует выяснить в каком состоянии находится головной мозг, а также его степень функциональности, исключить органические дефекты и опухолевые поражения. В этих целях могут выполняться неинвазинвые методы диагностики такие, как нейросонограмма, рентген черепа, электроэнцефалография и магнитно-резонансная томография.
Актуальность этих диагностических мероприятий определяет детский невролог с учетом специфики состояния малыша и выраженности неврологической симптоматики, а также наличия сопутствующих патологий.
Нейропсихологическое обследование (начинают его с трехлетнего возраста), ранняя диагностика социального и сенсомоторного развития. Основываясь на указанных обследованиях специалисты получают полную картину слабых и сильных сторон ребенка, появляется возможность прогнозирования наличия сложностей в обучении, формирование нейропсихологического дефицита в старшем возрасте.
Лечение и профилактика задержки психомоторного развития
Эффективность осуществляемых мероприятий зависит от возраста малыша, в котором выявились отклонения. Большинство доступных методик лечения, в первую очередь, направлены на развитие интеллекта и чуть менее акцентируют внимание на активности двигательной.
В лечебный комплекс важно включать медикаментозные и не медикаментозные варианты лечения. В группу вторую включаются развивающие игры, массаж и физиотерапевтические процедуры.
Видимые результаты и положительные отклики у малышей с ЗПМР получаются после проведения курсов нейропсихологической коррекции, а также мозжечковой стимуляции.
Помните, только комплексный подход к процессам лечения деток с нарушениями нервно-психического и моторного развития позволяет сводить к минимуму неврологические отклонения и заметно улучшить качество жизни ребенка, вселить веру в его здоровое будущее.