Как бороться с патологическими привычками детей дошкольного возраста

Среди наиболее распространенных патологических привычек у малышей дошкольного возраста можно назвать такие привычки, как грызение ногтей и сосание пальца. Дело в том, что в корне патологических привычек лежит фиксация каких-либо действий. Для того, чтобы решить проблему, педагогам и родителям важно понять природу этих привычек.

Психологам известно, что патологические привычки сокращают у ребенка неудовлетворенность, эмоциональные переживания, противоречивые чувства к близким ему людям, а также помогают снять эмоциональное напряжение. Безусловно, фиксации таких привычек благоприятствует и испытываемое ребенком чувство удовольствия, и повышенное внимание к этим действиям окружающих взрослых. Следует помнить, что подавляя патологические привычки ребенка, мы усиливаем его чувство внутреннего напряжения. Кроме этого, подавляя у дошкольника одну «дурную» привычку, мы можем тут же взамен получить новую. Особой сложностью является то, что достаточно часто у ребенка совершенно отсутствует желание преодолевать патологическую привычку. И даже наоборот,активно сопротивляются попыткам взрослых по устранению приятных и привычных для ребенка действий (осознавать, что патологические привычки являются отрицательными, дети начинают только приближаясь к школьному возрасту). Наряду со сходными чертами привычные патологические действия обладают и присущими каждому из них особенностями, а следовательно, разными будут и способы их преодоления.

Сосание пальца

Необходимо знать, что в некоторых случаях, такие методики, как намазывание пальца горчицей, могут помочь при отучивании малыша сосания пальцев. Такие случаи позволяют родителям ошибочно думать, что проблема решена. Но, хотим напомнить, что особенностью психики малыша дошкольника является заменяемость одной привычки на другую. Когда малыш сосет палец, бессмысленны попытки запретить действие, необходимо понимание причины, по которой он это делает. Сосание пальца умиротворяет и успокаивает ребенка, оно аналогично с сосанием груди или соски. Сосание — это удовольствие родом из раннего детства, оно удовлетворяет основные потребности ребенка в пище. Именно по этой причине для ребенка сосание является вернейшим способом успокоиться, когда он не может уснуть или беспокоиться.

Сосание пальца может играть роль компенсирующего средства неудовлетворенного инстинкта сосания, как следствие затрудненности грудного вскармливания. Данная привычка успокаивает, понижает чувство беспокойства и заставляет на какое-то время позабыть о душевной или физической боли. Если мать во время беременности употребляла алкоголь, курила или принимала наркотики, тогда еще до рождения малыша закладываются предпосылки к сосанию пальца. В любом случае, сосание пальца для ребенка — это иллюзия успокоения и удовлетворения.

Что необходимо делать?

  • Следует понять, по какой причине малыш сосет палец (стабилизирует эмоциональное состояние, компенсирует недостающее внимание к себе и т.д.). Перед тем, как пробовать ребенка отучить от сосания пальца, нужно продумать, что предложить малышу взамен данной привычки, которая доставляет удовольствие.

  • Необходимо установить с ребенком доверительный контакт, позаботиться о своевременном снятии беспокойства, успокоении малыша, подумать о разумном использовании соски в раннем возрасте.

  • Использовать при взаимодействии с дошкольником эмоционально насыщенные, подвижные игры, создать условия для разнообразных впечатлений ребенка.

Чего делать нельзя?

  • Излишне ограничивать проявления и действия малыша, это может способствовать нарастанию напряжения и беспокойства.

  • Всячески пытаться ребенку запретить сосать палец, привлекая тем самым к патологической привычке негативное внимание малыша.

Грызение, обкусывание ногтей

При данной проблеме, обкусываться могут не просто выступающие части ногтей, также частично могут обкусываться прилегающие кожные участки, а это ведет к воспалительным проявлениям. Кроме этого обкусываемые ногти могут проглатываться.

Как и сосание пальца, грызение ногтей словно возвращает ребенка в младенческий период. В процессе грызения ногтей малыш дает выход своей напряженности, агрессии, раздражению, психологическому дискомфорту и получает удовольствие.

Когда ребенок не может выразить свои негативные чувства, они у него накапливаются и, не отыскав выхода, просто переполняют ребенка. В указанном случае грызение ногтей малышом воспринимается своего рода спасением. Грызение ногтей — привычка легко возникающая, носящая автоматический, непроизвольный характер, и избавиться от нее необычайно сложно.

Что можно и нужно делать?

  • Следует научить малыша адекватным вариантам выражения агрессии. Разрешать ему свободно и адекватно выражать гнев. Для этого можно дома иметь специальную подушку, которой, к примеру, малыш сможет при необходимости выказывать свои негативные эмоции.

  • Необходимо не только отказаться от наказания, угроз и упреков, но и осознавать, что с ребенком происходит, отвлекать, переключать его в моменты грызения ногтей. Нужно сократить к ребенку чрезмерные требования со стороны взрослых воспитывающих. Необходимо переключать пальцы ребенка на не менее приятное и интересное занятие, каждый раз. Также важно настроиться на долгий период затухания данной привычки, равный примерно периоду ее течения.

Чего нельзя делать в этом случае?

  • Говорить ребенку о грызении ногтей, вы тем самым словесно фиксируете в сознании ребенка указанную привычку.

  • Интеллектуально перегружать малыша, ущемляя прочие стороны его психического развития.

  • Всячески наказывать ребенка за «дурную» привычку и запрещать грызть ногти.

В заключение нашей беседы, хотелось бы уточнить, что чем серьезнее стремление родителей ликвидировать внешний проблемный атрибут — будь то грызение ногтей или сосание пальца, тем менее шансов для устранения причины появления «дурной» привычки. Для профилактики патологических привычек огромное значение имеют нормализация взаимоотношений внутрисемейных, ровное и мягкое отношение к малышу, удовлетворение его потребностей в ласке и эмоциональной теплоте, систематические физкультурные и оздоровительные мероприятия, развитие творческих сторон.

Относиться к патологическим привычкам необходимо с должным вниманием. Лишь тогда ситуация малыша изменится в желаемую сторону.

Активная помощь психолога, невролога может предотвратить начало вредной привычки.