Отклонения в речевом развитии у особенных детей

У особенных детей могут наблюдаться разные формы нарушений речи, связанные с врожденным либо приобретенным заболеванием.

А) Как правило, особенные детки с рождения и до месяца содержатся в отделениях патологии новорожденных. Из-за этого в данный период они лишены важного общения с мамой, не чувствуют ее дыхания и запаха, не ощущают прикосновения ее рук, не слышат ее голоса.  Таким образом, у особенного малыша возникает дефицит комфорта, любви и питания.

 Контактный комфорт – успокаивающие и приятные ощущения, которые испытывают малыши от соприкосновения с матерью. Уже через несколько часов от рождения ребенок предпочитает видеть лицо своей мамы, а не чужое лицо медработника в маске.

К примеру, недоношенным малышам особенно полезны массаж и ласковые прикосновения. Прикосновение – это идеальный метод вызвать положительные эмоции и привлечь внимание почти у всех ребятишек.

Если малыш, при задержке развития, не смотрит на маму или папу, это ошибочно воспринимается как его отказ от общения. В таком случае, ребенка редко берут на руки и меньше с ним взаимодействуют. В итоге малыш недополучает телесный контакт на всех уровнях общения. Появляется агрессия, проявляющаяся спонтанно в процессе занятий. К примеру, ребенок может с лица воспитателя сорвать очки, попытаться ударить по лицу.

Б) Почти всегда, после выписки из больницы домой особенные малыши принимают препараты, которые оказывают тормозящее действие на развитие нервной системы. Ребенок сонлив, апатичен и вял. У него в искаженном виде происходит восприятие окружающего мира. Родные голоса доносятся издалека.

Более того, голоса папы и мамы имеют встревоженную интонацию, которую малыш чувствует и реагирует соответственно. Родительская тревога передается ребенку, он становится возбудимым, нервным и раздражительным.

В) У особенного ребенка вся жизнь на протяжении первого года (в отличие от обычных малышей) состоит из разнообразных занятий ЛФК, массажей и периодических госпитализаций.

Именно в этот период материнская холодность или тепло, отвержение или одобрение, напряжение или расслабленность важны больше, нежели выбор между натуральным или грудным вскармливанием.

Г) У особенных деток наблюдаются искажения различных видов чувствительности: нарушения зрения, слуха, обоняния, а также чувствительности кожного покрова к разным температурам воды и воздуха.

Д) Особенные малыши страдают от недостатка общения с родителями. Задерживается развитие их речи. Достаточно часто такие дети не проходят этапы гуления, лепетной речи, не пытаются подражать звукам родителей. Внимание их рассеянное, взгляд, не задерживаясь скользит по предметам. Детки не смотрят в глаза мамы и папы, не рассматривают себя в зеркало.

Е) У особенных детей речь полна аграмматизмов, искажаются слова, пропускаются буквы, заменяются слоги. Они имеют бедный словарный запас, которого не хватает для выражения мысли. Нарушен ритм и темп. Речь невыразительна и монотонна. Ошибки в произношении далее переносятся и в письменную речь.

Ж) Родителям особенного ребенка часто большую часть времени отдают его лечению, а на обучение остается меньшая часть.

Все перечисленные факторы, кроме врожденных дефектов, оказывают влияние на развитие особенного малыша, формируют ответные своеобразные реакции на раздражители из внешней среды.

Основной реакцией особенных детей являются страх и тревожность. Такие дети рассеянны, как правило, не способны фиксировать взгляд на предмете. Они стараются избегать контактов с чужими людьми, прячутся у мамы на руках, плачут, вырываются и кричат.

Специалисты медики такой синдромокомплекс (мозаичность ответных реакций) называют задержкой речевого и психомоторного развития.

Перед родителями особенного ребенка стоит сложнейшая задача – поддерживать малыша, формировать и развивать у него потребность говорить, общаться.