Тейпирование артикуляционной мускулатуры

Новое эффективное направление в НЕЙРОЛОГОПЕДИИ, которое необходимо для коррекции следующих нарушений:

  • приоткрытый рот (такая патология часто встречается в сочетании с ослаблением жевания)
  • слюнотечение (избыточное образование слюны либо нарушения в автоматизированном проглатывании слюны)
  • нарушение дикции (обнаружены затруднения в произношении губных звуков)

Логопед наклеивает ребенку специальные эластичные «дышащие» ленты (называемые тейпами) над нефункционирующими мышцами речевого аппарата с определенным натяжением. Тейпы заставляют мозг отреагировать на данные неработающие мышцы. В ответ мозг начинает учиться управлению мышцами артикуляционного аппарата и постепенно восстанавливает сознательный контроль над ними.

Грамотно наклеенные тейпы учат малыша прикрывать рот и в автоматическом режиме проглатывать слюну. Кроме этого тейпирование позволяет восстанавливать сознательный контроль над движением губ, что, в свою очередь, способствует улучшению дикции в произношении губных звуков (Б, Ф, П, В, М и т.д.)

Механизм воздействия тейпирования на речевую мускулатуру:

  • Эффект «раздражения рецепторов». Тейпы воздействуют на разнообразные рецепторы в мышцах (проприорецепторы) и коже, над которыми они были наклеены, таким образом, заставляя мозг обращать внимание на «отказывающиеся» работать мышцы.
  • Эффект «лифтинга» - тейпы приподнимают кожу, фасции паретичных мышц, за счет чего улучшается лимфоток и микроциркуляция в них – являющиеся необходимым условием для нормальной работы мышечных волокон.
  • Эффект «дискомфортного натяжения» - формирование при помощи тейпа непривычного расположения артикуляционных органов (нижней челюсти, губ и т.д.). Такой подход приводит к желанию ими подвигать, как бы «вернуть» их на привычное место и образовывает новый физиологичный двигательный стереотип.

Выполняет процедуру логопед, имеющий специализацию по тейпированию (точки, в которых крепится тейп, а также степень  натяжения тейпа имеют огромное значение для достижения положительных результатов).

У деток с неврологическими патологиями при нарушении мышечной работы речевого (артикуляционного) аппарата, ТЕЙП дарит возможность менять патологический паттерн движения, а также вырабатывать автоматизированные новые навыки.

К примеру: у малышей с неврологическими проблемами достаточно часто встречается приоткрытый рот, в связи с этим затруднено глотание. Результатом этого становятся  слюни, вытекающие из приоткрытого рта (сами попробуйте проглотить слюну, ведь сначала  для этого  вам потребуется рот закрыть, а когда он открыт — практически невозможно проглотить слюну). Даже если постоянно напоминать ребенку: «закрой ротик» (при условии, что малыш понимает речь и способен его закрыть  самостоятельно), однако максимум через пять минут ротик снова приоткрывается (налицо дисбаланс в тонусе артикуляционной мускулатуры: мышцы, выполняющие закрывание рта, просто слабее мышц, которые его открывающих). «Натренировать» можно любую мышцу. Однако, каждую минуту напоминать «закрой рот» на протяжении всего дня, неделями и месяцами …. нет ни времени, ни терпения.

Правильно наклеенный тейп будет работать вместо Ваших напоминаний.

Тейп помогает активизировать проприорецепторы в тканях над артикуляционной мускулатурой и, заменяя фразу «закрой рот», наклеенный тейп неустанно «напоминает» головному мозгу, что необходимо прикрыть рот.

Кроме открытого рта у деток с неврологией встречается гиперсаливация (выраженное слюнотечение), которое связано с избыточным образованием слюны. Решение данной проблемы также под силу тейпированию, оно научит ребенка с ней справляться.

У взрослого человека за сутки вырабатывается от 0,5 до двух литров слюны. Стоит отметить, что при этом человек не «истекает слюнями». Так куда же они пропадают? - Мы их просто глотаем, причем происходит это автоматически, человек даже не замечет этого.

Значит, второе, что необходимо сделать – это научить малыша автоматизированному глотанию. В таком случае, даже избыточное количество слюны он сможет глотать.

Тейпы специальным образом наклеиваются ребенку на шею, в том числе и в проекции подъязычной кости, к которой прикреплены мышцы, используемые в актах глотания. Такой прием вызывает автоматический рефлекс сглатывания и все время, пока наклеен тейп, ребенок периодически будет сглатывать слюни - то есть тренировать участвующие в глотании мышцы.

Если малыш не умеет воспроизводить губные звуки (такие, как В, Б, П, М, Ф и др.) из-за нарушений иннервации круговой мышцы рта, также можно использовать тейпирование. Оно приносит положительные результаты при гипотонии круговой мышцы рта — то есть оно необходимо не всем деткам с нарушением дикции, а только тем, у кого специалист логопед выявил при осмотре снижении тонуса - слабость данной мышцы.

Эластичное, легкое стягивание тейпами окологубной области приводит к раздражению проприорецепторов круговой мышцы и малыш непроизвольно начинает шевелить губами, а именно тренировать круговую ослабленную мышцу рта — и таким образом учится управлять своими губами. Как результат, восстанавливается связь кора - круговая мышца рта.

Стоит отметить, что для достижения максимального эффекта тейпирование целесообразно проводить в рамках комплексной терапии:

 логопедический массаж + тейпирование.